Главное

Туризм не стоит жизни

07.09.2022
Горохов
Кирилл
Известный путешественник, спасатель, камчатский гид Кирилл Горохов – об экстриме, жажде впечатлений и неизбежных трагедиях:

  - Трагедия на Камчатке, когда при восхождении на вулкан Ключевская сопка сорвались в пропасть и погибли девять человек, заставляет вновь и вновь задаваться вопросом: почему это происходит? Мы все профессиональные гиды ждем заключения МЧС и выводов прокуратуры, чтобы понять, как это могло случиться? Смерти экстремалов на Камчатке случаются практически каждый год, но столь массовых жертв давно не было.
Думаю дело вот в чем. Не все регионы России готовы предоставить туристам тот уровень сервиса, к которому люди привыкли, отдыхая за границей, и они пытаются найти замену, взять яркостью эмоций. Но в связи с ростом популярности внутреннего туризма, и в частности, экстремального, растет массовость, а значит падает качество оказания услуг, и как результат – такое количество несчастных случаев.
Хорошо, если люди отправляются в путешествие в составе организованных групп, а некоторые вообще сами по себе. Люди размышляют так: вот посмотрел в соцсетях, человек взошел на Эльбрус, круто, хочу туда же! Медийная картинка привлекательна. Но реальность бывает суровой, смертельно опасной!
 Подъем на Авачинский вулкан – прогулочная тропа, на ней проводятся массовые забеги, соревнования. Так вот, когда мы идем на Авачинский вулкан, всегда останавливаемся на мемориале, где таблички с именами погибших туристов. Но это же никого не останавливает!
Люди не думают о своей безопасности. Да, подниматься на вулкан с гидом всегда дороже. Но гид – тот человек, профессионал, который не даст вам погибнуть. Часто сталкиваемся с тем, что люди приезжают на Камчатку, спрашивают. сколько стоит тур?
Кто-то предлагает свои услуги за 12 тысяч рублей, он профи и на джипе. Другой – 8 тысяч на вахтовом КАМАЗе, и он тоже профи. А третий согласен повести группу за две тысячи. И люди соглашаются! Радуются: бюджетно! А потом мы читаем, что гид вышел на прогулочные маршруты на южных вулканах, а потом спрашивал у туристов нет ли у них навигатора, и не знают ли они точку, куда они должны вернуться!
Я не знаю, насколько сопровождающие, которые повели группу на Ключевскую сопку, были специалистами, но известно, что погода там была почти штормовой. Настолько, что не мог сесть вертолет! На Ключевской сейчас уже зима. Температура минус 15 без ветра. Я бы туда группу не повел. Что произошло? Почему группа не вернулась? Не уточнили прогноз погоды, или что-то уже случилось, и они двигались так медленно?
Имея за плечами опыт пяти лет работы в спасательном отряде в Хабаровском крае, я не раз вытаскивал людей из страшных передряг по всему Дальнему Востоку. Они оказывались в критической ситуации, потому что не учли погоду, экипировку, неправильно распределили свои силы.
Людей надо учить понимать все эти вещи, чем мы теперь и занимаемся. Но с приезжими мы так работать не можем. А группа, чей маршрут закончился так трагически, была со всей страны - от Питера до Камчатки.

ЭксклюзивМнения
Руководитель хабаровского центра «Грань» Михаил Непогодин о том, как защитить себя от капризов погоды
25 декабря 2021, 12:00 0

Где, на мой взгляд, кроется корень зла? Туристы не учитывают, что в горах стремительно меняется погода, так же, как и на реках. Прошел ливень, река вспухла, поднявшись на метр, это уже не прогулочная гладь, а стихия, которая несет стволы деревьев, коряги, она стремительна и коварна. Сегодня мы пошли в поход, за нами с разницей в час вышла другая группа. Мы пошли по солнышку, дул хоть и неприятный, но небольшой ветер. А группа после нас зашла в облака, стало холодно. Если мы субъективно ощущали температуру минус 5 – минус 7 градусов, то для них это было минус 10-15. Вот что такое час!
Руководителя туристической кампании, который продал тур, задержали. В чем он виноват? Это категорийный альпинистский маршрут, значит, важно, имели ли люди справки о состояния здоровья? Могли они заниматься альпинизмом? Были ли аттестованы и имели ли право вести группу гиды? Теперь есть такое новое для России явление – гид -проводник. Были ли они обучены? Имели ли они опыт вождения групп именно на Камчатке?
Опять же, все ли можно предусмотреть? Мной многолетний опыт убеждает, увы, нет. Недавний случай. Везем группу в долину. Начала портиться погода и у нас сломался снегоход. Пока мы принимали решение: оставаться, вырыв убежище, и ремонтировать снегоход, или уходить, снегопад усилился. Коллективное мнение: уходить. Бросаем снегоход. Разыгралась такая пурга, километр пути мы преодолевали больше часа. Но это было правильное решение, снегоход, который занесло в декабре, наши мы только в августе следующего года.
Еще одна история. Туристка постеснялась признаться, что у нее мерзнут пальцы. Когда я это заметил, пальцы были уже обморожены, мы дали ей теплые варежки, повернули маршрут назад. Потом у женщины слезла кожа, отвались ногти, но пальцы мы ей спасли.
Экстремальный туризм – всегда риск, даже, если кажется, что маршрут прост, идти недалеко. Если вы не уверены в себе, право, не стоит рисковать. Даже самые сильные эмоции не могут быть дороже жизни.

По теме