Капитан Хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС России Владислав Тен по итогам 2021 года признан лучшим пилотом вертолёта в системе министерства по чрезвычайным ситуациям страны. Как напоминает ИА «Хабаровский край сегодня», наши вертолётчики уже неоднократно получали такую высокую оценку коллег.
В 2013 году лучшим пилотом вертолёта в система МЧС стал Иван Косарьков. В 2017 лётчик Хабаровского авиационно-спасательного центра России Станислав Штинов был признан лауреатом премии Ассоциации вертолётной индустрии «Лучший по профессии». 37-летний Владислав Тен в этом году уже получал высокую награду из рук президента России Владимира Путина за участие в ликвидации пожаров в Якутии, а теперь ещё и удостоен звания лучшего пилота вертолёта. Нашему корреспонденту Владислав рассказал о том, что привело его в небо и почему страх – спасательный круг.
- Владислав, как вы выбрали профессию лётчика. Может быть это семейная традиция?
- Как вы поняли, что небо это ваше призвание?
- До третьего курса у нас не было полетов, поэтому не особо понимал, чего ждать от профессии. Но влюбился в неё с первого полета, когда командир вертолетного звена Александр Литвинов прокатил меня на предельно малой высоте. После этого я захотел научиться так же летать, - вспоминает он. - После окончания училища я распределился на Дальний Восток. Сначала была служба в вертолетном полку Министерства обороны, после четыре года работал в авиалесоохране. В МЧС России пришел в 2014 году, сначала на должность летчика – штурмана, а последние четыре года – командир экипажа вертолетного отряда.
- Владислав, у вас есть опыт службы в разных организациях. Чем отличаются авиаторы МЧС России от своих коллег в других подразделениях?
- Какие качества важны для командира вертолета?
- Важно уметь сплотить людей, чтобы они слушали тебя, выполняли твои указания. За каждый полет бывает немало ситуаций, когда от командира многое зависит, требуется четко действовать. Вся ответственность лежит на тебе. Поэтому командир экипажа не может дать слабину. Важно сохранять холодный рассудок, не поддаваться эмоциям и переживаниям, и выполнять поставленные задачи до конца. А потом, когда полет завершен, можно уже анализировать. Главная задача - в сложных ситуациях сохранять спокойствие и выполнять её с наилучшим результатом. Эти качества пригождаются и в обычной жизни, и семья всегда может положиться в трудной ситуации.
- Можете вспомнить свой первый вылет на ЧС?
- Как раз за работу на этих пожарах вы поучили государственную награду из рук президента России. Волнительно было?
- Конечно. Волнительное событие. И не сразу это понимаешь, позже, когда это уже произошло, переосмысливаешь какие-то моменты. Когда дочка говорит, что ты на экране и стоишь рядом с главой государства, и спрашивает: «Ты понимаешь, что был рядом с ним, жал руку?». Конечно, вспоминаешь, это очень волнительно.
- Насколько было сложно на пожарах в Якутии? Ведь не впервые приходилось работать на тушении огня в этом регионе.
- В этом году основной фактор, не только для авиации МЧС России, а для всех кто там работал - это задымленность и ограниченная видимость. 70-80% всех вылетов – это были полеты в условиях ограниченной видимости. Если в каких-то ЧС задымление волнами было, то здесь такая обстановка каждый день. Это стало уже как норма, все время в дымах. Сложность таких полетов в том, что ты не видишь постоянного естественного горизонта и ориентируешься по приборам. От этого быстрее устаешь.
- Есть для вас какие-то полеты, которые наиболее сложные в выполнении?
- Если говорить об условиях, то география работы авиационно-спасательного центра большая – весь Дальний Восток. Много, где приходилось быть. В Якутске, например, зимой ограниченная видимость из-за холодов. На Сахалине – быстрая смена погоды. Можно улететь и будут простые метеоусловия, а прилететь и аэродром быстро накроет. Если говорить о сложности, то мы постоянно тренируемся, в том числе в темное время суток, выполняем различные целевые полеты. Поэтому к нам и обращаются зачастую, например, из центра медицины катастроф, когда требуется срочная эвакуация по жизненным показаниям, а другие авиакомпании не готовы выполнять эти полеты. И неважно выходной это день, ночь, сложная метеообстановка. Мы постоянно тренируемся и готовы к выполнению таких задач.
- А бывает чувство страха, тревоги при выполнении полетов?
- А есть увлечения кроме работы?
- Моё основное увлечение – это спорт. Люблю поддерживать себя в хорошей физической форме. До авиации занимался боксом, потом был рукопашный бой. Сейчас нет каких-то конкретных предпочтений, поэтому главное - быть в хорошей форме. А оставшееся время стараюсь посвящать детям, семье. У нас не так много ведь свободного времени (у Владислава с супругой двое детей – дочка учится во втором классе, а сыну три года).
- Родные, как вы думаете, будут рады вашей победе в конкурсе?
- Конечно. Они меня поддерживают, и будут радоваться за меня, за мои достижения. И супруга, и мама, и братья. Да все в той или иной степени. Супруге порой не просто приходится в силу моей профессии. Командировок у нас не больше, чем у представителей других профессий, но бывает так, что на сборы тебе дается полчаса, а потом ты уже через три часа оказался в Якутии и неизвестно когда вернёшься.
- А что для вас ценно в профессии, чьё мнение?
- Для меня всегда важна оценка от профессионалов, коллег, и это, наверное, более ценно и значимо. Когда, например, решают, кому поручить тот ли иной вылет, порой сложный, и выбирают тебя, потому что знают, что ты справишься с этой задачей.
- Часто приходится слышать слова благодарности?
- Да, благодарят и много кто. Мы работаем в таких ситуациях, когда людям требуется помощь. Но ты никогда особо не ждешь этих слов. Ты просто выполняешь свою работу - работу, которая тебе нравится.
- Чтобы вы посоветовали тому, кто только собирается выбрать профессию авиатора?
- Совет такой, если идти в авиацию, и тем более в авиацию МЧС России – то надо отдаваться этому делу на все сто процентов. Любить это дело, и тогда будет отдача, обеспечение, признание. Как говорят, человек счастливый тот, кто идет на работу с удовольствием и возвращается с неё с удовольствием. Я вообще не считаю, что это работа. Есть какие-то сложности как в любой работе, но для меня служба в авиации, авиации МЧС России - это как призвание, работа, которую ты любишь. Летаешь на вертолете, помогаешь людям. Это как хобби, за которое тебе ещё и платят.
СПРАВКА:
Экипаж вертолета Ми-8 под руководством Владислава Тена в Республике Саха (Якутия) выполнил 172 вылета. Общее время, проведенное в небе, - более 92 часов. За день они совершали порой до 18 вылетов. На очаги огня с применением водосливного устройства было слито 105 тонн воды. При тушении пожаров на территории уникального национального парка «Ленские столбы» Ми-8 выполнял переброску сил и средств. С помощью вертолета было перевезено 453 человека, около 10 тонн груза. Беспарашютным способом было выполнено 222 спуска. Экипаж также участвовал в тушении пожаров у села Кылайы. Капитан В. Тен за участие в ликвидации последствий природных пожаров был удостоен медали Нестерова.