В Хабаровске в музее истории Восточного военного округа накануне состоялась презентация второго издания книги лучшего пилота винтокрылых машин России хабаровчанина, полковника Станислава Штинова «Чеченские записки вертолётчика». Первого тиража не хватило даже, чтобы раздать всем знакомым. Как говорит автор, в этой книге вся его жизнь и правда… Правда о войне, о цене человеческой жизни и о самом себе. С автором, пожалуй, самой откровенной книги о первой кампании в Чечне пообщался корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» Даниил Горчаков.
Никогда не летай
«Чеченские записки вертолётчика» уже третья книга Станислава Штинова. До неё были «Ступеньки в небо» об учёбе в Сызранском высшем военном лётном училище, «115 дней на войне» об участии в боевых действиях в Афганистане. Но именно «Записки» автор называет своей самой настоящей исповедью, тут вся жизнь вертолётчика.
Уже в школе был авиамодельный кружок. Когда мальчишки клеили планеры и простенькие самолёты, с упорством собирал сложные модели вертолётов.
Волочаевка в советские годы считалась кузницей кадров для Военно-морского флота. Почему-то почти всех парней оттуда призывали именно в ВМФ.
Как только старшеклассник Стас стал готовиться к поступлению, директор его вызвал: мол, не позорь школу, всё равно не поступишь. Учился Штинов в самом деле не очень. Троечником был. Но всё-таки поступать поехал. Пока ехал в поезде на запад страны, денно и нощно штудировал школьную программу. Прошёл все комиссии, сдал экзамены. Но до последнего боялся с позором вернуться домой.
Первая война и первый хабаровский «промальп»
Учёба Станислава в Сызранском училище пришлась на разгар военной кампании, которую Советский Союз вёл в 80-х годах прошлого века в Афганистане. Курсантов целенаправленно готовили к участию в боевых действиях в жаркой горной стране. Но выпуск состоялся в 1987 году. Тогда уже было провозглашено начало вывода наших войск из этой республики.
За успехи в учёбе Штинов получил престижное распределение – в Западную группу войск, в Чехословакию. Но от заманчивого для многих предложения он неожиданно отказался и попросил отправить его служить на родину – на Дальний Восток, как тогда считало армейское начальство, в ссылку для штрафников. Но мама в Волочаевке осталась к тому времени одна, а Станислав Борисович очень хотел быть к ней поближе.
С несколькими товарищами по учёбе приступил к службе в Гаровке-2. Говорит, сидели в буквальном смысле на чемоданах, ожидая отправки в Афган. А она всё откладывалась. Станислав за это время женился, а когда приказ о командировке на войну был подписан, с удивлением обнаружил, что в список попали все его товарищи, кроме него. Командир эскадрильи объяснил, что, мол, ты только создал семью, вот и решили тебя поберечь. И Штинов решил обжаловать спорный, по его мнению, приказ.
Приказ был изменён, Станислав всё-таки оказался в Афганистане. Ровно 115 дней длилась его первая война. Вместе с другими вертолётчиками прикрывал с воздуха колонны выводимых советских войск. Об этом мало говорится, но покидала страну советская армия также с кровопролитными боями со стороны моджахедов. Боевая авиация уходила последней. Правда, вместо родного Хабаровска Штинов оказался в Белоруссии. Откуда выбираться пришлось за свой счёт. Уже в конце 80-х годов в армии, как и в целом в советском государстве, начался разлад.
Начало 90-х было особенно трудным. Денег не было совсем. А у него с первой женой Дианой подрастали двое детей - Юлия и Артём. Чтобы хоть как-то заработать на жизнь, в свободное от службы время организовал с друзьями фирму «Высотник». Благо в «горячей точке» прошли подготовку к боевым действиям в горной местности. С помощью альпинистского снаряжения военные мыли окна, выполняли другие работы на высоте. Так и зародился в Хабаровске промышленный альпинизм.
Преисподняя на земле
К 1996 году Станислав стал лётчиком первого класса, командиром звена. Тогда же началась вторая для него война. В Чечню он уже не рвался, как это было с Афганом.
Именно столько времени ему понадобилось на то, чтобы описать события тех двух месяцев. Без купюр и экивоков рассказал о страшном бардаке, который творился на войне: о выданных автоматах без патронов, о пьянстве и о героизме, на который приходилось идти из-за чужих ошибок.
Из-за перегруза и неправильно выбранного времени выполнения задачи вертолёт Штинова однажды потерял устойчивость и начал падать в глубокое ущелье. Каким-то чудом машину удалось поднять уже после того, как передняя стойка ударилась о скалы. Под обстрелом приходилось эвакуировать тяжело раненного бортового техника из его экипажа. Он на другом вертолёте попал под прицельное попадание выпущенной, как выяснилось позже, наёмницей с Украины противотанковой ракеты. Каким-то чудом взрыватель не сработал, а боеприпас застрял в наполовину смятом корпусе боевой машины.
Ни о какой психологической реабилитации для прошедших «горячие точки» тогда и речи не было. Супруга Диана не выдержала, собрала детей и уехала к маме. Потом последовал развод. Выкарабкаться Станиславу помогла известная хабаровская журналистка Лидия Гемма (в 2001 году вместе со съёмочной группой она погибнет при крушении вертолёта). Она помогла офицеру пройти курс психотерапии у хороших хабаровских врачей.
Контрафактная деталь
Вскоре в жизни Станислава Борисовича началась новая полоса. Познакомился с мастером парашютного спорта, сотрудницей МЧС Татьяной Каверзиной, они поженились, сейчас у них трое детей. В 1998 году пришло приглашение стать лётчиком-испытателем на 12 авиаремонтный завод в Хабаровске.
Но затем наступили сложные времена. На завод стали приходить случайные люди, а против бывшего руководства даже возбудили прогремевшее на всю страну уголовное дело об использовании контрафактных деталей при выполнении оборонного заказа. Из-за этого после такого ремонта в Хабаровске погиб экипаж вертолёта в западной части страны.
К тому времени Штинову предложили работать в МЧС.
Спасая жизни
Сейчас Станислав Штинов признаётся: о переходе в авиацию МЧС не только не жалеет, но и гордится этой службой. Она открыла новую большую страницу в его жизни.
В практике были и вывод застрявших в ледовом плену на севере Хабаровского края судов, спасение людей на Камчатке, эвакуации больных и пострадавших с сейнеров на промысле в открытом море, тушение пожаров, ликвидация последствий сильных ДТП, поиски людей в тайге.
Как говорит Станислав, сейчас он думает над четвёртой своей книгой. За годы работы спасателем есть о чём рассказать.
КСТАТИ:
«Рецензию на «Чеченские записки» написать невозможно, да и не имеет смысла. Литературные критерии здесь не применимы. Именно такие произведения называют документами эпохи. По ним в будущем будут преподавать новейшую историю России», – литературный критик Сергей Шинкарёв о книге Станислава Штинова.