Главное
Общество, 30 мая, 09:30

Воин, испытатель, спасатель Станислав Штинов рассказал правду о войне

В Хабаровске состоялась презентация его книги «Чеченские записки вертолётчика»

Воин, испытатель, спасатель Станислав Штинов рассказал правду о войне
Фото: личный архив С. Штинова

В Хабаровске в музее истории Восточного военного округа накануне состоялась презентация второго издания книги лучшего пилота винтокрылых машин России хабаровчанина, полковника Станислава Штинова «Чеченские записки вертолётчика». Первого тиража не хватило даже, чтобы раздать всем знакомым. Как говорит автор, в этой книге вся его жизнь и правда… Правда о войне, о цене человеческой жизни и о самом себе. С автором, пожалуй, самой откровенной книги о первой кампании в Чечне пообщался корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» Даниил Горчаков.

Никогда не летай

«Чеченские записки вертолётчика» уже третья книга Станислава Штинова. До неё были «Ступеньки в небо» об учёбе в Сызранском высшем военном лётном училище, «115 дней на войне» об участии в боевых действиях в Афганистане. Но именно «Записки» автор называет своей самой настоящей исповедью, тут вся жизнь вертолётчика.

- Я коренной дальневосточник, родился в Хабаровске, но вырос в Волочаевке в семье потомственных железнодорожников. Но меня с детства манило небо. Когда мне было три года, я впервые увидел вертолёт. Борт Ми-1 прилетал в Волочаевку. Это было первое яркое воспоминание моего детства. Я с тех пор шёл к тому, чтобы научиться летать именно на вертолётах, - говорит Станислав Штинов.

Уже в школе был авиамодельный кружок. Когда мальчишки клеили планеры и простенькие самолёты, с упорством собирал сложные модели вертолётов.

- Однажды бабушка увидела по телевизору кадры перевернувшегося вертолёта. Позвала меня и сказала: «Вот на этом, внучек, никогда не летай!». Я только молча кивнул, - вспоминает пилот.

Волочаевка в советские годы считалась кузницей кадров для Военно-морского флота. Почему-то почти всех парней оттуда призывали именно в ВМФ.

- Это было на приписной комиссии. Стою перед военным комиссаром. Он на моей папочке выводит: ВМФ. Я ему в ответ: «Я туда не хочу». Военком от моей наглости аж опешил. Но спросил меня, куда же я хочу, и посоветовал поступать после школы сразу в высшее летное училище в Сызрани, где готовят военных вертолётчиков.

Станислав Штинов считает своим призванием спасать людей
29 мая 2017, 17:30 0

Как только старшеклассник Стас стал готовиться к поступлению, директор его вызвал: мол, не позорь школу, всё равно не поступишь. Учился Штинов в самом деле не очень. Троечником был. Но всё-таки поступать поехал. Пока ехал в поезде на запад страны, денно и нощно штудировал школьную программу. Прошёл все комиссии, сдал экзамены. Но до последнего боялся с позором вернуться домой.

- Конкурс там был 2,5 тысячи человек на 500 мест к зачислению. И вот, помню, стоит строй абитуриентов, выкрикивают фамилию, надо перейти в другой строй, значит зачислен. А моя фамилия в самом конце по алфавиту. Уже готовился к худшему, как меня толкают в плечо: иди туда, тебя назвали. А я даже не расслышал свою фамилию, - говорит лётчик.

Первая война и первый хабаровский «промальп»

Учёба Станислава в Сызранском училище пришлась на разгар военной кампании, которую Советский Союз вёл в 80-х годах прошлого века в Афганистане. Курсантов целенаправленно готовили к участию в боевых действиях в жаркой горной стране. Но выпуск состоялся в 1987 году. Тогда уже было провозглашено начало вывода наших войск из этой республики.

За успехи в учёбе Штинов получил престижное распределение – в Западную группу войск, в Чехословакию. Но от заманчивого для многих предложения он неожиданно отказался и попросил отправить его служить на родину – на Дальний Восток, как тогда считало армейское начальство, в ссылку для штрафников. Но мама в Волочаевке осталась к тому времени одна, а Станислав Борисович очень хотел быть к ней поближе.

С несколькими товарищами по учёбе приступил к службе в Гаровке-2. Говорит, сидели в буквальном смысле на чемоданах, ожидая отправки в Афган. А она всё откладывалась. Станислав за это время женился, а когда приказ о командировке на войну был подписан, с удивлением обнаружил, что в список попали все его товарищи, кроме него. Командир эскадрильи объяснил, что, мол, ты только создал семью, вот и решили тебя поберечь. И Штинов решил обжаловать спорный, по его мнению, приказ.

- Командир полка сказал, что хоть к министру обороны могу обратиться. Списки подписаны командующим армией, разбирай чемоданы. Я выполнил все требования воинского устава, командир полка же разрешил! Но министр обороны далеко, а между ними как раз командующий армией. Мне сказали, что 2 августа 1988 года будет торжественное мероприятие с его участием, я надел парадную форму, дождался выхода генерал-майора. На удивление всех его адъютантов направляюсь бодрым шагом к нему: разрешите обратиться?! Он дал добро. Я ему объяснил своё несогласие с приказом, как потом буду в глаза однокашникам смотреть, когда они едут в Афганистан, а я нет. Генерал спросил, зачем я рвусь туда, где убивают, когда уже есть семья, молодая жена. Я ему: товарищ генерал, а как бы вы поступили на моём месте? – вспоминает Станислав Штинов.

Приказ был изменён, Станислав всё-таки оказался в Афганистане. Ровно 115 дней длилась его первая война. Вместе с другими вертолётчиками прикрывал с воздуха колонны выводимых советских войск. Об этом мало говорится, но покидала страну советская армия также с кровопролитными боями со стороны моджахедов. Боевая авиация уходила последней. Правда, вместо родного Хабаровска Штинов оказался в Белоруссии. Откуда выбираться пришлось за свой счёт. Уже в конце 80-х годов в армии, как и в целом в советском государстве, начался разлад.

Станислав Штинов в Афганистане.jpg

Начало 90-х было особенно трудным. Денег не было совсем. А у него с первой женой Дианой подрастали двое детей - Юлия и Артём. Чтобы хоть как-то заработать на жизнь, в свободное от службы время организовал с друзьями фирму «Высотник». Благо в «горячей точке» прошли подготовку к боевым действиям в горной местности. С помощью альпинистского снаряжения военные мыли окна, выполняли другие работы на высоте. Так и зародился в Хабаровске промышленный альпинизм.

Преисподняя на земле

К 1996 году Станислав стал лётчиком первого класса, командиром звена. Тогда же началась вторая для него война. В Чечню он уже не рвался, как это было с Афганом.

- 8 июля 1996 года нас привезли в Моздок в соседней Ингушетии. Я тогда увидел чёрное от горящих нефтепромыслов небо, чужую, как в Афганистане, землю. Куча техники, всё движется, всё летает. А когда мы выдвинулись в Ханкалу, понял, что мы летим в ад. Везде танки, БМП, вертолёты наши лежат сгоревшие на земле. Два месяца я там провёл, но они для меня были как 20 лет жизни, - вспоминает Станислав Борисович.

Именно столько времени ему понадобилось на то, чтобы описать события тех двух месяцев. Без купюр и экивоков рассказал о страшном бардаке, который творился на войне: о выданных автоматах без патронов, о пьянстве и о героизме, на который приходилось идти из-за чужих ошибок.

Из-за перегруза и неправильно выбранного времени выполнения задачи вертолёт Штинова однажды потерял устойчивость и начал падать в глубокое ущелье. Каким-то чудом машину удалось поднять уже после того, как передняя стойка ударилась о скалы. Под обстрелом приходилось эвакуировать тяжело раненного бортового техника из его экипажа. Он на другом вертолёте попал под прицельное попадание выпущенной, как выяснилось позже, наёмницей с Украины противотанковой ракеты. Каким-то чудом взрыватель не сработал, а боеприпас застрял в наполовину смятом корпусе боевой машины.

- Вот за этот случай меня наградили орденом Мужества. Когда вернулся домой 11 сентября 1996 года, первым делом прошерстил все детские игрушки, выбросил все детские пистолетики, автоматики. Сказал: всё, в доме оружия не будет даже игрушечного. Не мог смотреть фильмы про войну даже мой любимый «В бой идут одни «старики». А через год начались реальные проблемы с психикой. Я сам себя бояться начал, - вздыхает Станислав.

Ни о какой психологической реабилитации для прошедших «горячие точки» тогда и речи не было. Супруга Диана не выдержала, собрала детей и уехала к маме. Потом последовал развод. Выкарабкаться Станиславу помогла известная хабаровская журналистка Лидия Гемма (в 2001 году вместе со съёмочной группой она погибнет при крушении вертолёта). Она помогла офицеру пройти курс психотерапии у хороших хабаровских врачей.

Чечня 1996.jpg

Чечня 1996

Контрафактная деталь

Вскоре в жизни Станислава Борисовича началась новая полоса. Познакомился с мастером парашютного спорта, сотрудницей МЧС Татьяной Каверзиной, они поженились, сейчас у них трое детей. В 1998 году пришло приглашение стать лётчиком-испытателем на 12 авиаремонтный завод в Хабаровске.

- Лётчик-испытатель! Для любого лётчика это мечта. Следующая ступенька только космонавт! – говорит Станислав. – Работа на авиаремонтном заводе ничем не отличалась от аналогичной на заводе-изготовителе. Ведь для ремонта вертолёт полностью разбирают, а потом заново по винтику собирают. Это была интереснейшая работа. Ты видишь старую машину – она больная. А после ремонта - маленький ребёночек. Ты его берёшь и начинаешь из него лепить «лебедя красивого». Вертолёты – они же живые! У каждого, как у людей, свой характер: один норовистый – не буду запускаться и всё, другой тюфяк – его подпинывать надо… За все 11 лет работы на заводе у меня не было ни одного одинакового дня! Ни одного одинакового полёта!

Но затем наступили сложные времена. На завод стали приходить случайные люди, а против бывшего руководства даже возбудили прогремевшее на всю страну уголовное дело об использовании контрафактных деталей при выполнении оборонного заказа. Из-за этого после такого ремонта в Хабаровске погиб экипаж вертолёта в западной части страны.

- Я говорил начальству, что не хочу погибнуть из-за их ошибок или недоделок., - рассказывает Станислав. - А тут как раз мне шепнули, что в вертолёте, который мне нужно испытывать, стоит контрафактная деталь. Прихожу к директору: я на этом вертолёте летать не буду, говорю. Я вас уволю, отвечает. Подаю заявление. Директор в шоке. Спрашивает: «Неужели ты хочешь такую профессию потерять?» «Хочу живым остаться», – отвечаю.

К тому времени Штинову предложили работать в МЧС.

ЭксклюзивОбщество
Станислав Штинов - лучший вертолётчик страны
03 июля 2017, 11:00 0

Спасая жизни

Сейчас Станислав Штинов признаётся: о переходе в авиацию МЧС не только не жалеет, но и гордится этой службой. Она открыла новую большую страницу в его жизни.

- Работа лётчика-испытателя классная. Но служба спасателем - это настолько творческая, настолько интересная, настолько опасная работа! Работаем по всему Дальнему Востоку. Когда масштабные наводнения были в Приморье, летали, с крыш людей снимали, напряжение такое же, как было в Афганистане, - говорит Станислав.

В практике были и вывод застрявших в ледовом плену на севере Хабаровского края судов, спасение людей на Камчатке, эвакуации больных и пострадавших с сейнеров на промысле в открытом море, тушение пожаров, ликвидация последствий сильных ДТП, поиски людей в тайге.

- Очень запала в сердце история, когда на Амгуни перевернулся один из трёх катамаранов. Шла на них молодёжь. Хотя и было предупреждение об ухудшении погоды, но они всё равно отправились в сплав. Река за считанные часы превратилась в огромный поток. Одна девушка погибла, остальные остались на островке, который вот-вот уйдёт под воду. Им повезло, что в телефоне чуть-чуть заряда оставалось и связь была. Вызвали помощь. Мы полетели, ничего не видно, кругом вода ревущая. Удалось дозвониться до них, у них буквально одно деление оставалось. Нашли. Вертолёт сел уже, по сути, в воду. И только мы поднялись в воздух, островка не стало. Накрыло его потоками, - вспоминает спасатель-вертолётчик.

Как говорит Станислав, сейчас он думает над четвёртой своей книгой. За годы работы спасателем есть о чём рассказать.


КСТАТИ:

«Рецензию на «Чеченские записки» написать невозможно, да и не имеет смысла. Литературные критерии здесь не применимы. Именно такие произведения называют документами эпохи. По ним в будущем будут преподавать новейшую историю России», – литературный критик Сергей Шинкарёв о книге Станислава Штинова.

 

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме