Главное
Общество, 10 июня, 09:30

Как работает хабаровская «школа капитанов»

Больше 80% выпускников колледжа водного транспорта устраиваются по специальности

Как работает хабаровская «школа капитанов»
Фото: Хабаровский колледж водного транспорта и промышленности

А вы знали, что, получая профессию, студент может отправиться в странствия на корабле, доставлять грузы по Амуру в отдалённые уголки края или, несмотря на закрытые для туристов границы, побывать в Китае? Ежегодно Хабаровский колледж водного транспорта и промышленности выпускает больше сотни судостроителей, капитанов, мотористов и других асов флота. Корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» Анастасия Равская побывала в учебном заведении и узнала, какова на самом деле речная романтика.

Как стать капитаном

Это одно из старейших учебных заведений города. Появилось оно 20 июля 1941 года в виде ремесленного училища в нынешней Хабаровской ремонтно-эксплуатационной базе флота. Тогда набрали 150 учащихся, но все они во главе с директором ушли на фронт. Обучение продолжилось уже в мирное время.

Сейчас в колледже готовят тех, кто занимается строительством судов, их обслуживанием и управлением, ориентировано образование преимущественно на речные перевозки. Оно и понятно, Хабаровск стоит на одной из самых судоходных магистралей нашей страны - реке Амур.

Большинство абитуриентов грезят судовождением. Желают быть капитанами, бороздить реки и, если в дальнейшем повысить квалификацию, моря и океаны. Конкурс при поступлении на судоводителя составляет три человека на место! Что влечет ребят? Около 20-25 % — это представители династий, остальных пленит романтика. Но берут далеко не всех, необходимо практически идеальное зрение и отсутствие хронических заболеваний.

- Главное, что путешествия молодым людям действительно доступны. В рамках производственной практики со 2-3 курсов ребята участвуют в навигации по Амуру, в перевозке грузов на север края. Они могут увидеть Дальний Восток со стороны реки, вдоволь налюбоваться невероятными пейзажами! - объясняет директор учреждения Артур Гаркуша. - Старшекурсники и выпускники обычно идут в дальние рейсы. Они попадают на суда, доставляющие уголь, сою и другие ресурсы на экспорт в Китай, Корею, Японию и прочие государства.

Амурводпуть обновляет цифровые и бумажные карты для безопасности судоходства на Амуре
27 ноября 2020, 19:45 0

Во время практики те, кто попадают на штатные должности, могут заработать до 30-60 тыс. рублей в месяц. Многие практиканты и выпускники колледжа занимают свои места в «Амурском пароходстве». Это предприятие является лидером по объему перевозок по судоходным рекам Амура. Приходят на работу молодые специалисты и в «Хабаровский речной торговый порт». Это предприятие перевозит лес в речные порты КНР, нефтепродукты в северные районы края, выполняет погрузочно-разгрузочные работы.

Те, кто собираются в рейс, ощущают себя частью команды корабля. С февраля начинают готовить судно: красить, убирать, загружать. После первого такого выхода, говоря образно, все шестерёнки в сознании студентов становятся на места. Чаще всего сомнения в сделанном выборе рассеиваются, единицы решают поменять профессию.

Приходит понимание: стать капитаном не получится в один миг, получив диплом. Для этого нужно упорно подниматься по карьерной лестнице, начиная с самой нижней ступени - работы матросом. К слову, сейчас в колледже эту квалификацию по профессии судовождения можно получить на последних курсах обучения в колледже. Также есть возможность отучиться на шкипера и лебедчика.

Для многих выпускников флот становится делом жизни. Так, предприниматель Вячеслав Козловский обеспечивает работу известного теплохода «Здоровье», доставляющего врачей в самые отдаленные уголки региона.

- Человек болеет за свое дело, хочет досконально понимать внутреннюю структуру работы флота, - отмечает Артур Гаркуша. - Поэтому получает у нас уже не первую специальность, это заслуживает уважения!

Архив колледжа 1.jpeg

Учёба прямо на заводе

Судоходство в крае возрождается. Правительство присваивает портам статус особых экономических зон. Одновременно развиваются различные «точки роста», включая совгаванский комплекс «Звезда», Амурский и Хабаровский судостроительные заводы.

- Мы единственные в крае готовим кадры для отрасли. Потребность огромная, покрыть ее непросто! – замечает директор.

А ведь специальности, связанные с судостроением и судоремонтом, в учебном заведении пролицензировали всего три года назад, крайне удачно предугадав большой спрос. В процессе обучения большую часть времени ребята проводят на заводах.

- Сейчас на Амурском судостроительном заводе открыли экспериментальный производственный участок, это мастерская на предприятии, где студенты могут оттачивать навыки, не влияя на интенсивность производственного процесса, - рассказывает собеседник. - Надеемся, что в Хабаровске появятся аналогичные площадки!

Впрочем, и в здании колледжа лаборатории оборудованы по высшему разряду. В 2020 году выиграли федеральный грант на сумму более 30 млн рублей.

Чего стоит тренировочный комплекс - площадка из нескольких сорокафутовых морских контейнеров, в которой сымитированы отсеки судна. Здесь ребята учатся пожаротушению, ликвидации пробоин, спасению товарищей из завалов.

А еще появилась уникальная тренажерная база судовождения. Это настоящая рулевая рубка, где ученик может стоять за штурвалом, прокладывать курс и следовать по отрезку речного пути. Техника настолько отличная, что опытные специалисты отрасли проходят здесь курсы повышения квалификации!

Архив колледжа 3.jpg

Девушка на корабле

В колледже готовят и уникальных специалистов - дефектоскопистов. Ни одно построенное или отремонтированное судно не сойдет со стапелей, пока не будет проверено качество сварных соединений конструкции. Шероховатости выявляют с помощью ультразвука и другими способами.

- Специальность новая, первый набор прошел в 2019 году, - уточняет Артур Гаркуша. - Конечно, при крупных предприятиях имеются свои лаборатории для исследования качества изделий, но систематически молодые кадры никто до этого в крае не готовил. Совсем недавно я ездил в Комсомольск, общались с директором Амурского судостроительного завода. Он сказал, что к себе может практически весь выпуск забрать!

Преимущество профессии — в ее разноплановости. Её обладателей ждут в разных видах промышленности: транспорте, машиностроении, строительстве. Так, например, «высотку» не сдадут в эксплуатацию, пока не будет проверена надежность металлоконструкций.

Но это не все направления подготовки колледжа. Раз в несколько лет, когда у конкретных производств возникает потребность, здесь проводят спецнаборы. Вот, к примеру, в 2013 году после мощнейшего наводнения основное русло Амура занесло илом, суда стали часто садиться на мель. Кораблям приходилось ходить по узким протокам за островом Большой Уссурийский. Нужно было срочно проводить дноуглубительное работы, прокладывать каналы и регулировать течения, а специалистов не хватало. В тот же год сделали набор по специальности «Эксплуатация внутренних водных путей» — и проблему закрыли.

Идут ли во флот девушки? Не так часто, обычно они выбирают логистику, разработку маршрутов доставки грузов. Но есть и другие примеры. Так, Катерина Потоцкая может чуть ли не с закрытыми глазами разобрать дизельный двигатель. Такой дар у нее, вероятно, от отца. Он капитан-механик, во время практики её брал к себе на теплоход. Поддерживал в стремлении девушку и брат Михаил, который стал мотористом-рулевым.

На левобережные дачные участки отправились около 400 пассажиров
01 мая 2022, 16:41 0

Как форма сидит?

Пришедшим подавать документы на поступление в колледж обязательно предлагают примерить наглаженную форму моряка. Абитуриенты в отражении видят свой образ будущего. «Ну, как сидит?» - интересуются специалисты, замечая завороженные глаза молодых людей. Хороший прием, действенный!

Ежегодно колледж выпускает около 150 специалистов речной отрасли! При этом за последние пять лет контингент обучающихся увеличился вдвое – сейчас постигают профессии около 840 ребят. Ежегодно в каждую группу по бюджетной основе набирают около 25 человек, плюс формируют несколько платных групп. На зачисление по самым востребованным специальностям необходимо набрать 4-4,2 балла. Стоимость обучения лояльная – 40-65 тыс. рублей в год.

Студенту предоставляется небольшая стипендия, около 600-1000 рублей в месяц. При этом можно добиться индивидуальной выплаты от предприятия в размере порядка 3-5 тыс. рублей в месяц. Такую материальную поддержку может оказывать завод или другая организация, которая видит в учащемся своего будущего работника.

- В колледже у нас дисциплина. На занятия ребята приходят загодя, все знают гимн колледжа. В группах за порядком следят старшины, - объясняет директор заведения. - Уделяем внимание духовному развитию ребят, стараемся вырастить сильных и самостоятельных людей. Участвуют они в патриотических акциях и движениях, а еще совершенно бесплатно могут изучать искусство рукопашного боя и стрельбы.

Судя по статистике прошлого года, трудоустраиваются около 84% выпускников колледжа. Директор уверен, что могли бы и все. Да только многие парни идут служить в армию, есть те, кто поступает в высшие учебные заведения. Сейчас в колледже готовятся встречать своих новых членов учебной команды.

- Я уверен: важно не ошибиться по-крупному – не стать бухгалтером вместо капитана, и наоборот, - с улыбкой замечает Артур Гаркуша. - А вот внутри направления есть немного свободы, можно менять профиль. Частенько к нам поступают ребята на одно направление, а затем, определившись, переходят на другое. Обычно места свободные находятся, главное, чтобы студент себя проявлял достойно.

По теме