Главное

Выдохните, чтобы не стать жертвой

05.02.2024
Левашова
Александра
Бизнес-коуч Александра Левашова о том, на какие «кнопки» нажимают мошенники и почему им удается обманывать людей всех возрастов:
- Часто бывают случаи, когда люди, знающие о телефонных мошенниках и их схемах, все равно попадаются на их уловки. А потом задаются вопросами: «Как же так? Почему я так поступил? Как я мог?». Ответ на эти вопросы достаточно прост: все дело в устройстве нашего мозга.
Манипуляторы, способные давить на человеческие слабости и страхи – так бы я описала телефонных мошенников, которые буквально терроризируют людей. Им удается обманывать потому, что они очень хорошо знают психологию, наши основные слабости и страхи – то, что делает нас уязвимыми.

Человек устроен парадоксально. С одной стороны, люди знают, что в мире много мошенников, знают, что их могут обмануть. С другой, есть общее убеждение, что именно со мной этого не случится. И сейчас, когда под видом добрых людей нам звонят мошенники, мы верим, что они хотят нам помочь, решить нашу проблему.
Почему так происходит? Этот вопрос нужно адресовать прямиком нашему мозгу. Его главная задача – выжить. Поэтому очень многие вещи мы делаем автоматически, экономя энергию на всем, на чем возможно. И вот, представьте. Звонит мошенник и начинает откровенно врать: карту взломали, с вашего счета списывают деньги, оформляют кредиты… И тут же звонящий предлагает решение этой страшной ситуации: переводите деньги на «безопасный счет». Мозг срабатывает мгновенно: вот проблема, вот ее решение. И, не задумываясь, отдает команду действовать по инструкции мошенников. Мозг думает: зачем тратить силы на уже решенную проблему?
Еще одна причина, по которой мы ведёмся на уловки преступников – это фактор стресса. Очень часто мошенники поторапливают своих жертв. Перевести деньги нужно срочно, прямо сейчас, сию минуту. Это активирует стресс, критические мышление отключается. Мозг думает, что его загнали в ловушку, он ничего не анализирует и не прогнозирует. Он нервничает.

Однако вместо этого граждане остаются без сбережений и с крупными кредитами
17 января 2024, 11:00 0


Еще один прием аферистов – фактор на доверие. Мы склонны доверять людям, которых мы знаем. Например, часто бывают ситуации, когда сотрудникам фирмы звонят от лица руководителя и просят перевести деньги, предоставляя информацию, которая известна, как кажется, только сотрудникам компании. Мозг реагирует так: мне сказали почти секретную информацию, значит, подвоха здесь нет. Еще пример: когда бабушке звонит «внучка или внук» и сообщает, что «попал в беду». У людей старшего поколения автоматически срабатывает режим «надо помочь».
Фактор на доверие срабатывает и в том случае, если аферисты представляются, например, сотрудниками полиции. Так заведено в нашей культуре, что таким структурам мы верим автоматически. И даже если в нас закрались какие-то подозрения, просто положить трубку страшно. А вдруг и правда полицейский? А что мне будет за то, что я не продолжил разговор?
Еще один фактор – это упущенная выгода. Например, когда мошенники звонят и говорят, что вы выиграли какой-то суперприз, но для его получения нужно срочно оплатить налог. И человек на это ведется, потому что боится упустить возможность стать богаче, счастливее.

Преступники убедили её взять кредиты и перевести деньги на «безопасный» счёт
29 декабря 2023, 16:30 0


Этот фактор наиболее развит у поколения Z – молодежи. Объясняется это очень просто. У них сейчас больше возможностей, чем у предыдущего поколения, и они постоянно боятся упустить шанс на лучшую работу, лучшую материальную выгоду, лучшую жизнь, одним словом. Поэтому молодежь чаще всего попадается на схемы с финансовыми пирамидами, инвестированием, торгами на бирже и тому подобное. Ведь все эти схемы буквально кричат: ты можешь стать богатым прямо сейчас, не упускай свой шанс!
В случае, если вам поступают такие звонки, важно не принимать быстрых решений и не сообщать никакой личной информации. В первую очередь, нужно задать себе вопрос: «А как мне проверить то, что мне сейчас сказали?». Есть хорошее упражнение для того, чтобы обезопасить себя. В момент, когда чувствуете, что страх и стресс внутри нарастают, нужно выдохнуть и посмотреть на ситуацию со стороны. Представить, что к вам пришел лучший друг и описывает вашу проблему. Что бы вы ему сказали? Какой совет дали? Вот так и нужно действовать.
Еще одно правило – посоветоваться с близким. Если, например, вам звонят якобы из банка и начинают что-то объяснять на банковском языке, а вы в этом ничего не понимаете – кладите трубку и идите за помощью к родным людям. Даже если они тоже не эксперты в этой сфере, они все равно видят ситуацию со стороны, реагируют спокойно и могут привести вас, напуганных, в чувство.
По теме