Главное
Культура, 27 апреля, 07:30

Хабаровский художник знает, как сыграть каллиграфические гаммы

К своему занятию она относится как к искусству

Хабаровский художник знает, как сыграть каллиграфические гаммы
Фото: из архива Инны Зосимовой

Оказывается, существует бесконечное множество вариантов написания одной и той же буквы, и всякий раз она будет выглядеть по-другому. Иногда едва узнаваемой. Изящное письмо вручную – куда больше чем просто красивый почерк, не просто вырисовывание слов и букв и не разновидность утончённого шрифта, это искусство, считает молодой художник Инна Зосимова. Почти десять лет она занимается каллиграфией. С ней встретился корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня».

Перо Шекспира

Почему именно каллиграфия? Откуда столь необычное увлечение? Инна признается, что каллиграфия нашла ее сама.

– Я занималась дизайном и уже работала в лучшей дизайн-студии Хабаровска, когда однажды попала на мастер-класс, и с тех пор каллиграфия занимает все мои мысли, – говорит Инна. – Стала изучать это письмо, принципиально поменяла работу, а потом погрузилась в это с головой. Вдруг вспомнила, что в детстве могла исписать целую тетрадку петельками, старательно выводя их одну за другой. Выходит, все в жизни не случайно.
Смеется, что ее бытовой почерк – точно не про каллиграфию. И уточняет, что восточная каллиграфия – это вообще другой мир и иная философия.
Инна стала делать поздравительные открытки, свадебные пригласительные, прорисовывая детали кисточкой. Поняла: одну и ту же букву можно писать в бесконечном количестве вариантов, играть с росчерками, позволить себе изящную завитушку, которая добавит картинке шарма и грациозности, сделать неожиданный акцент. Главное, чтобы возникала целостность отдельных букв и всего текста, его гармоничность, форма и ритм.
ЭксклюзивКультура
Художник считает, что не в золотом колечке счастье
28 марта 2023, 12:00 0

В школе учат, что есть заглавная буква и прописная, в каллиграфической истории все по-другому. Маленькая называется строчная, а большая – прописная, потому что она прописывается особенным образом, украшается орнаментами, декорируется цветами.

Ее почерк – английский курсив, то есть классический стиль письма, таким в позапрошлом веке дамы писали письма кавалерам. Но, наверное, строгие правила следует нарушать, чтобы это выглядело красиво. Бытует мнение, что каллиграфия – непременно тушь. На самом деле ничего подобного! Каллиграфия очень хорошо сочетается с акварелью. Писать можно даже акрилом. И такое бесконечное количество инструментов – острое перо, плоское, кисточка, палочки, шприцы и даже ручка, сделанная из консервной банки.
Если ты занимаешься каллиграфией усидчиво и прилежно, то увидишь, как растешь, поэтому Инна советует своим ученикам сохранять свои начальные опыты. Разглядывая их, понимаешь, что почерк твой становится все более замысловатым, как у нее в работе «Перо Шекспира». 
На первый взгляд это именно перо, которым когда-то писал великий драматург, а присмотревшись внимательно, увидишь, что в завитки вписаны слова писателя: «Где мало слов, там вес они имеют». К слову, текст, который она хочет вписать в свою работу, еще должен родиться. Он не приходит просто так.
Возможности каллиграфии таковы, что ты можешь с ее помощью даже писать портреты. То есть, конечно, буквы, а на листе возникает изображение человека. Инна говорит, что это не новая история. Портрет, к примеру, можно создать с помощью точек. Она как-то увидела портрет Христа, написанный одной линией, – где-то она тонкая, где-то толстая, и так по спирали. Получилось очень реалистично! Взявшись за портрет Муравьева-Амурского, она хотела, чтобы образ был узнаваемым и при этом буквы хороши. Удалось!
Иногда идея рождается из оплошности. Нечаянно упала с пера на чистый лист клякса, но такая живописная, что Инна поняла: это надо художественно осмыслить. Так родилась работа, посвященная Анне Герман. Художник вырезала из жестяной банки нечто похожее на рейсфедер, с его помощью наносятся динамичные экспрессивные линии. Вспомнила сады, про которые пела певица, нарисовала цветы, вплела куплет песни, сделала надписи, – и получился очень интересный лист, который теперь представлен на выставке в галерее имени Федотова, где для работ Инны отвели небольшой зал.
ЭксклюзивКультура
Детали раритета растащили посетители музея
09 января 2023, 10:30 0

К слову, художники порой специально позволяют себе нарочитую небрежность, слишком идеально прописанный и прорисованный текст скучен, зритель скользит по нему взглядом, не останавливаясь. Вот почему на самом деле любят людей и холсты за недостатки, которые воспринимаются как достоинства.

Тушь с приправами

Занимаясь каллиграфией, человек исписывает большое количество бумаги и вольно или невольно думает, куда девать свои черновики.

– Моя коллега Татьяна Маслова в домашних условиях перерабатывает такую бумагу, – поведала Инна Зосимова. – Измельчает ее, замачивает, взбивает блендером, добавляет крахмал и прочие ингредиенты. У нее есть специальные рамы, которые она обтягивает сеткой. В них отливает формы, получается лист. Потом она листы сушит, отправляет под пресс. У рукотворной бумаги потрясающий живой край, он не такой ровный, как заводской обрезной. На бумаге Татьяны Масловой работы смотрятся особенно хорошо! А если еще самой сварить тушь! Инна давно освоила это ремесло, из маньчжурских орехов тушь получается охристая, хорошего природного цвета.
ЭксклюзивКультура
Стиль работ Валерия Леватаева абсолютно питерский
01 октября 2022, 11:00 0


Осенью Инна собирает орехи, потом варит их несколько часов в баке на 20 литров, добавляет немного соли, чуть-чуть гвоздики. Ее коллеги каллиграфы пользуются сухой тушью из американского черного грецкого ореха. Но теперь с поставками из США могут возникнуть проблемы. 
А Инна ни от каких санкций не зависит.
Каллиграфия для Инны прежде всего практика, это про то, что человек должен уметь оставаться наедине с самим собой. Про проживание своих эмоций.
– Вы ведете на чистом белом листе бумаги идеально ровную линию, и вдруг рука дрогнула и вас повело в сторону, – рассказывает моя собеседница. – Вы начинаете злиться. На что? Ну не на кривую же линию! Понятно, что на свои непрожитые эмоции, на всплеск идей, которые остались неосмысленными. Я только начала разминаться, как разминается музыкант, прежде чем начать играть на инструменте, или спортсмен перед тренировкой. Разогреваю пальцы. 
Есть художник, который этот процесс называет «каллиграфические гаммы». Так вот, если я ловлю себя на какой-то ноте, то начинаю отматывать время назад, пытаясь понять, где возникло раздражение в течение дня, что произошло. Я его пропустила, но благодаря каллиграфии проживаю сейчас.

Инна считает, что три пальца, которыми она держит перо или кисточку, очень символичны. На иконах, фресках святые нас благословляют тремя перстами. Крестимся мы тоже, прикладывая три пальца ко лбу. Все, что мы пишем, принимаем в себя. Работая перышком, мы анализируем эмоции, которые у нас возникают.

– Я не раз сталкивалась с тем, что люди, занимаясь каллиграфией, порой не могут делать домашнее задание, чувства настолько их захлестывают, что они оставляют это занятие, – замечает Инна. – Состояние пишущего влияет на то, что в конце концов получается, а потому ежедневная практика и состояние покоя – путь к совершенству.
Ей хочется расти дальше, и Инна изучает новый почерк. Он отличается от английского курсива, но она видит в нем новые возможности – изображения, которые могут стать более воздушными, легкими, почти неуправляемыми.
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме