Главное
Культура, 28 марта, 12:00

Наталья Павлишина удостоена звания «Заслуженный художник Хабаровского края»

Художник считает, что не в золотом колечке счастье

Наталья Павлишина удостоена звания «Заслуженный художник Хабаровского края»
Фото: Хабаровский краевой театр кукол
Наталья Павлишина удостоена звания «Заслуженный художник Хабаровского края» - так отмечен её многолетний творческий труд. К слову, на краевом конкурсе театрального искусства ее сценографию спектакля «Волшебное кольцо» в Хабаровском краевом театре кукол авторитетное жюри признало лучшей работой художника. Наш корреспондент встретился с этим удивительным человеком.   

Сказка в двух чемоданах

Наталья Павлишина говорит, что это один из любимых ее спектаклей - он получился! Работала она с Юрием Уткиным, режиссером, с которым дружит уже двадцать лет, он возглавляет Иркутский областной театр кукол. Раз, иногда два раза в год они обязательно ставят вместе с ним спектакли в Иркутске или в других городах. Наталья Павлишина знает его жену, она прекрасная актриса. 
Моя собеседница признается, что у них с Юрием Уткиным особенно душевно получаются русские народные сказки. В Благовещенске они поставили спектакль по Бажову «Серебряное копытце», в Сургуте - «Царевну-лягушку».
Юрий Уткин знает хабаровский театр, наших актеров, любит труппу, одно время он даже работал у нас, но что-то не сложилось. Однако разъехавшиеся по разным городам друзья не перестали работать вместе, ибо теперь никакие расстояния не кажутся большими. И в очередной раз им хотелось сделать что-то хорошее. Поскольку теперь театр ездит на гастроли по краю, забираясь в такие уголки, где дети никогда театра кукол вживую не видели, стояла задача создать спектакль насколько можно более мобильным. Буквально вместить весь реквизит в два чемодана.
ЭксклюзивКультура
Стиль работ Валерия Леватаева абсолютно питерский
01 октября 2022, 11:00 0

По словам Натальи Павлишиной, спектакль хорошо выстроен, у него лаконичная сценография, он очень творческий. Ибо когда появляются ограничения в пространстве, появляется масса неожиданных придумок. За такой спектакль ей точно не стыдно. Куда бы они ни приехали, сказку воспринимают очень хорошо. Скоро их «Волшебное кольцо» отправится на гастроли в Санкт-Петербург.

- Мы придумали спектакль-трансформер, - рассказывает Наталья Павлишина. -  Все начинается с того, что на воде стоит лодочка, на которой качаются актеры и рыбачат. Потом лодка превращается одним движением руки, иногда и не одним, но обязательно превращается, во дворец, в мост, в Париж. Разворачивается сюжет, всем хорошо известный. И в финале становится понятна идея, что само по себе золотое кольцо, даже волшебное – не настоящее счастье. Кольцо – это объятие рук, которые тебя удержат, не бросят, даже если ты совершил ошибку. Тебя обязательно спасут, вытащат из любой беды. О том, что спектакль стал творческим событием прошлого года, говорит и то обстоятельство, что Наталья Федосейкина, занятая в нем, стала победительницей в номинации за лучшую женскую роль.
В театре кукол Наталья Павлишина работает 25 лет. Уходила на короткое время, они тогда с отцом, знаменитым художником Геннадием Павлишиным, делали большой заказ для церкви - икону Порт-Артурской Божией Матери в камне и мозаику на вход для Успенского храма, который расположен на Комсомольской площади. Потом она родила дочку. 
Первый спектакль мама делала, когда девочке исполнилось восемь месяцев, в ТЮЗе они ставили «Золушку». А потом Наталья Павлишина поехала в Иркутск, где ее ждала работа над «Сказкой о рыбаке и рыбке» все с тем же Юрием Уткиным. А все остальное время – она в любимом театре, бесконечно предана ему.    
Наталья Павлишина говорит, что ей нравится работать с режиссерами, которых она понимает, чувствует, с которыми они говорят на одном языке. Замечает, что   она, пожалуй, единственный человек, который искренне жалеет, что объединение их театра с ТЮЗом, существовавшее некоторое время, закончилось. У них с режиссером Константином Кучикиным обнаружилось полное совпадение, видение, каким должен быть детский театр.  
Теперь к ним приезжает много столичных личностей ставить спектакли, все непременно со своим художником. Это правильно! Но Наталья Павлишина считает большим заблуждением полагать, что коллектив может обойтись без своего художника, который годами создает стиль, образ театра.   
 Кукловод, которому целуют руки

Как начинается спектакль? Чаще всего режиссер приносит историю, иногда они с художником придумывают ее вместе. Наталья Павлишина признается, что ей нравится их содружество с Виталием Федоровым, они сделали четыре спектакля.  

-  Я работаю медленно, - говорит моя собеседница. – Сначала читаю сказки, обсуждаю с режиссером идеи. Думаю, думаю, вредничаю, всем порчу настроение, потому что не могу найти ту самую картинку, с которой все и начнется. Тогда я ложусь на диван с телефоном и начинаю читать бытовое фэнтези про всякую чушь - драконов, оборотней и про истории с бабушками, которые вяжут носки, и житейские приключения.  Мозги совершенно отключаются, но на подкорке процесс уже пошел. Потом что-то рисуешь, а в голове уже молоточки зазвучали. Самое хорошее состояние - придумывание будущего спектакля.
Театр помимо всего прочего – еще и производство. Художник должна поставить два спектакля в год, так что ей предоставлена свобода творчества. Но именно творчества. Спектакль может получиться, а может и нет. Кот в мешке! Бывало, столько сил, денег, трудов вложили в постановку, а все не то! 

Иногда спектакль рождается из ничего. Наталья Павлишина считает, что «Поросята Карибского моря» – один из лучших в ее карьере. Трогательная история почти без слов. Там играет Юлия Чижова, прекрасная актриса. Ездили они как-то на Сахалин, показывали свою работу на фестивале. Собралось множество именитых московских режиссеров, польских. После спектакля все подходили и целовали ей руки.

- Я взяла куклу и попыталась сделать, как она, ведь все просто, - замечает Наталья Павлишина. - Поросенок идет по веревочке ножками, а у меня сразу падает. И тогда я поняла, что надо двадцать лет проработать кукловодом, чтобы у тебя это получилось. Хотя у меня, уверяю вас,  руки на месте! Это тот случай, когда на сцене рвут бумажки, сыплют песок и льют воду. Вроде бы ничего нет, а театр есть!  
История бабушки Акулины

Один из ее знаковых спектаклей - «Станция Тевли». Тогдашний их режиссер Элистин Михайлов рассказал историю своей бабушки, пережившей Холокост. Наталья Павлишина не сразу увидела, как это можно сделать сценически. А потом появился черный квадрат Малевича, обрамляющий все действо на сцене, животные в стиле Малевича, горящие камеры крематория и еще много чего.

Наверное, так мыслить может только человек, у которого своя очень сильная семейная история, есть в роду почти мифический персонаж, отголоски поступков которого ты чувствуешь в себе, хотя все более и более отдаленно.    
Постановка «Станция Тевли» вошла в список самых заметных прошлого театрального сезона
02 июня 2022, 09:50 0

Дочь Натальи Павлишиной зовут Акулина. Назвали ее в честь папиной бабушки. Слепую на один глаз девушку никто не брал замуж. И когда после мировой войны к ним в деревню вернулся хромой солдат Иосип, их поженили. Отважная была бабушка, ничего не боялась. После революции прятала у себя дома священников.

 Трое ее сыновей пошли на войну, вернулись все живые, в орденах. На одного из них, отца Геннадия Павлишина, написали донос, что он прячет клад. У него перекопали весь огород. Возмущенный, он пришел в райком и бросил на стол свой партбилет, не сдерживая ярости: «Вы верите сволочам, а не мне, прошедшему войну!». Таких вещей тогда не прощали, и отец будущего художника    уехал в Алма-Ату, научился там шить мужские костюмы и одевал членов политбюро Казахстана.
Наталья Павлишина говорит, что все наши героические поиски правды в нынешних обстоятельствах должны быть движимы любовью. Только то, что сделано с любовью, то и получается. А без нее ничего не может быть ни в жизни, ни в творчестве.
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме