Главное

Хаги Ваги и Киси Миси против детских страхов

23.11.2022
Назарова
Елена
Педагог-психолог центра «Псилогия» Елена Назарова о влиянии на психику жутких игрушек и темы смерти:

- Прилавки детских магазинов по всей России завалены популярными среди детей мягкими игрушками жутковатых персонажей компьютерной хоррор-игры Хаги Ваги и Киси Миси. Распространение этих «чудиков» многие восприняли как спекуляцию маркетологов на темах уродства, страхов и мистики в погоне за прибылью.

Общественность отреагировала: образцы продукции направили в лабораторию Роскачества, где игрушки должны в ближайшее время получить психолого-педагогическую оценку влияния на неокрепшую детскую психику. Давайте разберемся, опасна ли устрашающая игрушка?
Я думаю, что при условии разумного использования - нет. Есть смысл говорить о травестировании - высмеивании или даже в какой-то мере, подчинении страха посредством взаимодействия с его физическим воплощением. На принципе юмористического проигрывания страхов строились спектакли в народных театрах. Прием используют современные практические психологи.
Он позволяет детям справляться с реальными проблемами и серьезными переживаниями. На игрушку, изображающую опасное существо, ребенок может влиять, воздействовать, приручать ее, то есть, находить внутренние ресурсы преодоления страхов. Удивитесь, но почти в каждом боксе хабаровского онкогематологического отделения больницы имени А.К. Пиотровича сейчас есть Хаги Ваги - дети обнимаются со «страшными» друзьями и играют с ними. «Монстры» их не пугают, а помогают совладать с ситуацией, найти точку опоры для психологической самозащиты.

Вспоминается эпизод из романа «Гарри Поттер», когда волшебники попеременно представляли нечто забавное и по взмаху волшебной палочки боггарт, воплощение кошмаров родом из подсознания, принимал нелепую форму и капитулировал.
Я бы даже посоветовала родителям завести одну-две, но не более, подобных игрушек. Понаблюдать за реакцией ребенка. Это своеобразная диагностика. Если ребенок играет ею наравне с другими или игнорирует – поводов для беспокойства нет. Но если из разнообразных вариантов он выбирает исключительно пугающие игрушки, а также предпочитает «жуткий» контент в мультфильмах, YouTube-роликах, то это важный сигнал для родителей, повод обратиться к психологу, чтобы выяснить, что кроется за такими неординарными предпочтениями.
При этом, говоря о дурном влиянии на психику ребёнка персонажей с жуткой физиономией, невозможно не столкнуться с парадоксальной дилеммой. Почему же нас в равной степени не смущает существование таких героев, как Баба Яга, Вий, лешие, кикиморы или сирены, утаскивающие моряков на дно?

Злые персонажи естественно притягивают детское внимание, потому что они связаны с темами таинственными, они заставляют «включать» воображение, тренируют навыки держать удар, преодолевать, мобилизовать внутренние ресурсы - то есть развивать эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость.

Чем опасен шок-контент для психики ребенка
27 октября 2022, 14:10 0


Вред бессмертия

Несравнимо больший удар для детской психики, по сравнению с образами пугающих персонажей, несет трагическая жизненная ситуация. Например, когда ребёнок случайно увидел лежащее на обочине тело сбитой собаки. Или переживает потерю кого-то из родственников. Тема смерти считается одной из самых сложных для обсуждения с детьми, но и замалчивать ее неправильно!
 Важно не форсировать события, дождаться соответствующих вопросов, которые оставлять без ответов нельзя. Важно знать меру, переизбытком информации можно отравиться. Появился вопрос – ответили кратко и емко, ждем следующее уточнение, не развивая тему самостоятельно...
Время идет, а ребенок не спрашивает? Может, это все еще неактуальная для него тема. Или у него просто нет привычки делиться переживаниями с родителями - а вот это проблема. Масштабы дефицита общения родителей с детьми колоссальны! Дежурные фразы типа «как дела в школе» или «что кушали в садике» и выслушивание историй ребёнка с телефоном в руках - не в счёт. Важно с малого возраста поддерживать доверительный контакт - лучшего рецепта не существует.

К слову, в сказках, легендах, рассказах и других литературных и художественных произведениях тема смерти тоже есть, и ее не нужно игнорировать. Повсеместный «хеппи энд» - не так уж полезен!
Например, в оригинальной истории Андерсена девушка, проживающая в подводном царстве, гибнет, превращаясь в морскую пену, потому что не может причинить зло любимому человеку. Именно благодаря таким сюжетам дети учатся сострадать, сопереживать, ценить и беречь жизнь - свою и других. Истории становятся стимулами психоэмоционального развития ребёнка. А вот диснеевская бессмертная Русалочка сострадание вряд ли вызывает. Учит ли история в таком виде нести ответственность за свой выбор?
Вот и выходит, что взрослые не должны искусственно создавать беспроблемное пространство жизни для ребенка. Их задача - ответственно находить для обсуждения истории, наталкивающие на осмысление острых вопросов. Но лишь сообразно возрасту, не забегая вперёд.

Психика ребенка крайне хрупка и родителю следует проявлять мудрость и осторожность. Если не знаете или сомневаетесь, как поступить - лучше обратитесь за советом к специалисту. Можно позвонить в любое время суток по «телефону доверия» центра развития психологии и детства «Псилогия»: 8(4212) 30-70-92.
По теме