Главное

Дистанционка как атомная энергетика

06.10.2022
Заев
Владимир
Доцент кафедры «Технологическая информатика и информационные системы» ТОГУ Владимир Заев о том, чем чревато общение преподавателей со студентами он-лайн:
- Пандемия, самые тяжелые периоды которой, хочется верить, остались позади, внесла огромные изменения в нашу привычную жизнь. Возьмем даже образовательный процесс. Повсеместно внедренная дистанционная форма хоть и перестала быть главенствующей, все-таки сохранилась в работе большинства учебных заведений.
Некоторые считают, что это форма будущего. Недавно Минцифры РФ предложило использовать систему, сохраняющую биометрические данные - изображение лица и голос, для организации дистанционной сдачи экзаменов. Учащийся таким образом подтверждает свое присутствие удаленно, после чего отвечают на вопросы педагога перед «голубым» экраном.
Хорошо ли что «дистанционка» так плотно обосновалась в нашей действительности? Здесь нет однозначного ответа. Я считаю, что такую относительно новую форму обучения можно, в какой-то мере, сравнить с ядерной энергетикой. Неправильное использование этого ресурса, создание ядерной бомбы приведет к страшным и разрушительным последствиям. Или же, если правильно работать с ядерной энергией, можно выйти на новый уровень развития человечества.
Так и с удаленным образованием. Это один из инструментов педагогической деятельности, который, как и любой другой, имеет положительные и отрицательные стороны.

Начнем с неоспоримых плюсов, которые нужно использовать. В проведении теоретических занятий, то есть лекций у студента есть возможность не только послушать выступление педагога, но и, при необходимости, пересмотреть запись повторно. Ведь зачастую при очном конспектировании учащийся торопится, упрощает понятия, а потом не может корректно и полно расшифровать собственные сокращения. Также удобно прикреплять к занятиям аудио и видеоматериалы.
Более того, теперь я уверен, что дистанционный формат вполне можно использовать во время защиты студентами дипломных проектов. Такой опыт в ТОГУ был в прошлом году!
К защите, как и обычно, подключились в качестве членов экзаменационной комиссии практикующие специалисты с действующих производств. Им и их руководству новый формат крайне приглянулся: удобнее выходить на связь с предприятия.
Сначала мы, педагоги, опасались того, что студенты, находясь далеко от аудитории, смогут во время ответа пользоваться подсказками. Не проверишь же, лежат рядом с учащимся открытые тетради или телефон. Но, как выяснилось, волнения были напрасными! Происходит это так. Студент оказывается перед камерой. При ответе на вопрос четко заметна его реакция мимики: готов ли он отвечать или смущенно опускает глаза. Если после небольшой задумчивости взгляд отстраняются и фокусируются на чем-то другом, а потом следует ответ, легко читается обращение к шпаргалке.
В этом случае говоришь со студентом, задаешь дополнительные вопросы, тогда и выяснится, есть ли реальное понимание изученного. К тому же, слышны все посторонние шумы. Веб-камера оказалась настоящая лакмусовой бумажкой, демонстрирующей знания или их отсутствие.

Не возводить в абсолют
Есть и огромные минусы использования дистанционной формы обучения, главный из которых - обезличивание образования. Становление специалиста – процесс длительный и кропотливый. В нем большую роль играет живое взаимодействие, словесный и эмоциональный контакт студента и преподавателя. Педагог зачастую на интуитивном уровне понимает: разобрался студент или лишь заучил термины.
Важно и мотивировать учащихся. Зависит это частично и от преподавателя, который объясняет, как и для чего понадобится конкретная дисциплина в будущем. Часто в удаленном формате этот аспект упускается.
Я преподаю в ТОГУ у старших курсов достаточно специфические технические дисциплины, включая теорию трения и теорию качества. У учащихся был период, который продлился практически два года, когда основную часть занятий они посещали удаленно. Тогда часто можно было услышать опасения сторонних людей, что дистанционка станет приговором образованию, студенты выйдут из вуза незнающими, плохими специалистами.
Могу сказать, что этого не случилось. Наша молодежь оказалась самостоятельна! Ребята после перерыва очного обучения вернулись со знаниями. Конечно, есть небольшие пробелы в понимании каких-то нюансов, в каких-то темах недостаточно глубины анализа, и все-таки ничего катастрофичного нет. Студенты, понимая, что рано или поздно, им предстоит предстать перед педагогом и продемонстрировать уровень своей подготовки, отнеслись к учебе ответственно.Я считаю, что в применении дистанционных технологий важен баланс. Это отличное подспорье для педагога, которое, при всех достоинствах, не стоит возводить в абсолют.
По теме