Главное

Родитель, не выдергивай резко шнур!

Александр
Галич
Коррекционный психолог Александр Галич о псевдовреде компьютерных игр и методах борьбы с компьютерной зависимостью:
Недавно новостные источники сообщили, что бывший главный санитарный врач России Геннадий Онищенко поддержал идею запрета подросткам играть в видеоигры более трёх часов в неделю. Ранее такие изменения вступили в силу в Китае.
Думаю, в нашей стране вводить законодательные требования бессмысленно: государственный запрет должен сопровождаться внятной системой контроля, а иначе он оказывается необязательным для исполнения, бесполезным. Именно поэтому эта сфера должна отдаваться под контроль родителям.

В каждой семье действуют свои правила: час в день или все оставшееся на досуг время - выбор индивидуальный. Главное, нужно понимать точно, что времяпрепровождение за компьютером – не больше, чем развлечение, которое помогает отдохнуть, а по мнению некоторых психологов, выплеснуть накопившийся негатив. Оно должно дополнять, а не заменять основную деятельность ребенка, которая в каждом возрасте своя: у малышей – реальная игра, где они примеряют социальные роли, для подростка – учеба и общение со сверстниками.
Будет ошибкой полностью вычеркнуть компьютерные игры из жизни ребенка. В современном мире такие старания могут привести к тому, что ребенок будет чувствовать себя в коллективе некомфортно, словно он упустил важную часть жизни.
Не портите жизнь чаду! Более того, с компьютерными играми, как с книгой, если хотите, чтобы ребенок читал утонченную литературу, показывайте пример, так и здесь: не бойтесь сами выбрать и играть в хорошие игры. Ведь многие компьютерные игры развивают стратегическое мышление, а также, если речь идет о сетевых играх, помогают получать навыки работы в коллективе.
Перейдём к вопросу выбора игр. Многие люди считают, что компьютерные игры, в которых присутствуют элементы жестокости, в том числе сражения, убийства, кровь, оказывают негативное влияние на психическое состояние ребенка. Это распространенный миф! Несколько лет назад исследователи из Оксфорда провели эксперимент, сравнив уровень агрессии у детей, которые играют либо не играют в подобные компьютерные игры. Разницы не обнаружено.
Если у ребенка нет органических повреждений мозга, то он не будет путать виртуальную реальность и действительность. Информационная компания, которая нацелена на то, чтобы демонизировать компьютерные игры создана теми, кто хочет перевести внимание общества с настоящих проблем на искусственные. Это хорошая отмазка для несостоятельных родителей, которые не хотят разбираться, с чем связан побег ребенка из действительности.
Если ребенок все свое свободное время стал проводить за компьютером, нужно установить причины. Для этого не нужно лезть в гаджет, вглядитесь в окружение чада. В какой отвратительной обстановке он оказался? Судя по моему опыту, чаще всего ребенку не удается реализовать естественные потребности – к примеру, в школьном коллективе почувствовать себя значимым, проявить лидерство, поднять самооценку, найти товарищей.
Если на проблему не обращать внимания, она перетекает в стадию зависимости. Стоить волноваться, если занятие ребенка мешает реализации его основных потребностей, к примеру, ребенок из-за игр перестал чистить зубы, питаться, высыпаться, но самое главное - он не выполняет положенных ему задач, пропускает учебу или игнорирует домашнее задание, получая низкие отметки.

Чаще всего с зависимостью сталкиваются ученики 6-7 классов либо первоклассники. В первом случае, это связано с тем, что для ребенка в этом возрасте на первый план выходит общение с товарищами. От социальных проблем он скрывается за экраном компьютера.

Что касается тех, кто только сел за школьную парту – это время, когда к ребенку впервые начинают предъявлять требования, учителя оценивать действия школьника, ученик понимает, что его поступки могут не нравиться окружающим. Малыши, которые сейчас знакомятся с гаджетами практически сразу после рождения, известным способом устраняются от реальности.
Если заметили тревожные признаки, самое неправильное решение – резко оборвать увлечение. Не стоит выдергивать шнуры, хлопать крышкой ноутбука или демонстрировать недовольство криком. Все это может привести к резкому сопротивлению. Кто знает, лишившись своего единственного утешения, не сотворит ли ребенок что-либо опасное. Действуйте иначе: разбирайтесь с реальными причинами, обратившись за помощью к опытному психологу.
Параллельно ограничивайте игровое время ребенка. Чтобы ребенок прислушивался к вашим просьбам, нужно выстраивать правильные отношения заранее. Родитель – это не монстр, который мешает поиграть, сколько хочется, а благодетель, который предоставляет ребенку возможность насладиться любимым занятием. Он покупает ноутбук, зачисляет средства на интернет – все это доступно, только если дитя выполняет условия, в противном случае должны выполняться объявленные изначально санкции. Вот в принципе и все, что требуется знать родителям, чтобы не оказаться причиной виртуального заключения ребенка от такой интересной и насыщенной действительности.
По теме