Главное

Нормальному взрослому от ребенка ничего не нужно

Ольга
Щукина

Руководитель хабаровского краевого поисково-спасательного отряда «Лига Спас» Ольга Щукина о том, как уберечь детей от рук преступника: 

- Истории о том, что неизвестные караулят детей около школы, заманивают их, крадут, к сожалению, все еще происходят. И хорошо, когда все обходится, помогают случайные прохожие. Но уповать на то, что помощь со стороны придет в такой ситуации в любой момент, нельзя – порядочных людей может просто не оказаться рядом, поэтому ребенка надо научить основам безопасности. Однако не надо запугивать его страшилками про маньяков и убийц – ни к чему хорошему это не приведет, ведь в опасный момент может сработать «саморазоружение», когда в состоянии страха забываешь все и перестаешь действовать. Обучение правилам безопасности нужно проводить в игровой форме.

Во-первых, нужно объяснить, что безопасное расстояние до незнакомца – 3 метра. Подъехала машина, из окна которой выглянул человек - отбеги на указанные метры, от идущего рядом также не держись близко. При этом просто рассказать о трех метрах мало, ведь для ребёнка это абстрактная величина. Поэтому возьмите ленту нужной длины, положите ее и прошагайте с малышом отмеренное расстояние. Составьте также и безопасный путь домой, который должен пролегать по людным местам: благополучные кварталы, магазины, а не заросшие парки и пустыри.
Родитель должен знать, где гуляет ребенок, знать его круг друзей. Часто, когда ищем пропавших детей, сталкиваемся с тем, что родители не имеют представления о том, с кем общается их чадо, не знают номера телефонов родителей этих друзей. Поэтому я всегда говорю: выстраивайте максимально доверительные отношения с ребенком, узнавайте, кто его друзья, чем занимаются родители, кто они и где живут. Это еще одно правило безопасности - когда родитель знает о ребенке всё, чем он занимается вне дома и с кем.
Еще важно запомнить и донести - никакому нормальному взрослому ничего не нужно от ребенка. Взрослому может помочь только взрослый человек. И каждый ребенок это должен знать, эти ситуации тоже можно проиллюстрировать игрушками. И обязательно расскажите о том, что преступники выглядят как обычные люди. Бабушка ли это, молодая девушка, мужчина – не важно, злоумышленником может быть кто угодно, а не только подозрительный человек в маске. Если ребенок заметил, что из-за забора школы кто-то незнакомый пристально наблюдает за ним, не нужно выходить за пределы территории. Следует вернуться в здание, позвонить родителям и рассказать об этом, обратиться к охраннику или учителю за помощью.
ЭксклюзивОбщество
В этом году потерялось уже 12 человек
14 апреля 2021, 15:30 0

В целом же, еще с первых лет малыш должен понимать, что такое близкое окружение, которое может и обнимать, и целовать его, а кто относится пусть и к знакомому, но дальнему кругу, который может разве что руку пожать. Для этого родители должны объяснять друзьям и знакомым, что с ребенком нужно вести себя адекватно, без бурных объятий, не садить к себе на руки. Иначе у маленького ребенка формируется неправильное восприятие: значит тот, кто ему улыбается, кого видел в своем доме или на площадке, настолько близкий, что можно с ними пойти, взять конфеты или мороженое. Да и вообще, нет у малыша потребности в том, чтобы его обнимала чужая тетя. Ребенок может испытывать дискомфорт, но он об этом не скажет. Вспомните, когда кто-то малознакомый в гостях пытается посадить маленьких детей на коленки - они выворачиваются и уходят. У ребенка, как и у взрослого, есть свои допустимые границы. Ему должно быть комфортно.

То же самое касается Интернета. Есть близкий круг, с кем переписывается ребенок, и нужно знать о дальнем - кого видел до этого, к примеру, один раз. Не рекомендуется давать персональные данные, скидывать свои геолокации, ставить на фотографии метки, по которым можно понять, где ребенок чаще бывает и в какое время.

Теорию и практику мероприятий волонтёрам дали в Центре «Созвездие»
26 апреля 2021, 12:00 0

Рекомендую даже мамам не выкладывать фото детей, потому что тоже можно спровоцировать преступные действия со стороны посторонних: вот эта улица, по которой мы обычно гуляем, вот любимое место и прочее. Еще один совет: одевайте детей ярче. Красные, зеленые принты, светоотражающие элементы на ветровках, чтобы - в случае чего - найти в темноте было легче. Сейчас частая история, что ищем потерявшихся ребят, одетых в черные брюки, черную толстовку, темную куртку и прочее.

В свою очередь детям нужно объяснить и то, как действовать, если все-таки преступник подобрался. Кричать, падать на землю – так будет тяжелее схватить, унести или увести за руку. Но это эффективно тогда, когда вокруг есть люди, если место пустынное, то никакого преступника это поведение не испугает. Если же похититель все же уводит ребенка, ему нужно незаметно скинуть резинку для волос, «потерять» ключ, содержимое рюкзака, на крайний случай – обувь, словом, оставлять метки, на которые можно будет обратить внимание и опознать.
Кстати, часто говорят, что злоумышленника может привлечь экстравагантный вид жертвы. Конечно, подростки с цветными волосами и ярким макияжем внимание привлекают даже и обычных людей: кто-то улыбнется, кто-то тяжело покачает головой, а кто-то испугается и даже не даст телефон позвонить. Но все-таки, если у преступника есть цель, он ее найдет в любом случае. Поэтому к угрозе нужно быть готовым и, к счастью, многие школьники демонстрируют знание основ безопасности. Бывает, приходим с нашими разработанными уроками в учебный класс, а там ребята все уже знают. И это здорово! Однако навык формируется не за один раз, поэтому лишними наши занятия не будут и повторение не помешает, тем более в игровой форме.
По теме