Главное

Регионам предлагается двоевластие

27.01.2021
Чудесов
Валерий
Доктор исторических наук, профессор Дальневосточного института управления филиала РАНХ и ГС Валерий Чудесов о новом тренде - разделении региональной власти и об уроках двоевластия: 

- В экспертном сообществе продолжается дискуссия о разделении полномочий губернаторов и глав правительства субъектов Федерации. Оказывается, подобный опыт уже есть в Пермском, Краснодарском краях, в Татарстане. Депутаты Московской областной думы недавно приняли за основу закон о разделении должностей губернатора и главы правительства Подмосковья. В окончательной редакции он будет принят после доработки. Интерес к новой модели региональной власти проявили в соседнем Приморском крае. В чем ее суть?
Глава региона в такой модели берет на себя стратегические и политические задачи, представляет регион в федеральных органах власти и взаимодействует с населением региона. Председателю правительства отходят тактические и оперативные вопросы по руководству органами власти, выполнению решений губернатора, которые бы способствовали развитию региона. И это, убеждены сторонники новой архитектуры власти, будет способствовать эффективности власти в субъектах Федерации.
Сразу возникает мысль – две вертикали власти, двоевластие. Помнится, из истории нашего Отечества, и не только нашего, это ни к чему хорошему не привело.
Не очень понятно, зачем главе региона лишать себя возможности влиять на всю ситуацию? Зачем ему делить власть с кем-то? Ведь в глазах населения именно исполнительная власть ближе всего народу, потому что решает его насущные проблемы
И потом это странное разделение: губернатор занимается стратегией развития, а председатель правительства – тактикой реализации этой стратегии. Но ведь любая стратегия развития может быть успешной только в процессе удачно выстроенных тактических решений. В этом мне видится искусственное разделение целей и задач.
Что еще интересно. Губернатор при таком раскладе - политик, а председатель правительства – хозяйственник. Мне представляется, что мы искусственно разделяем совокупность политических и социально-экономических процессов, которые происходят на единой территории. В повседневной жизни они переплетаются. Губернатор, если он сильный лидер, держит в своих руках все нити, в его поле зрения – все, что в крае происходит.
Откуда эта идея разделения власти на региональном уровне? Говорят, якобы, тренд федерального центра. Сразу возникает вопрос, а зачем федеральному центру некоторое ослабление влияния одной из ветвей государственной власти? А оно, на мой взгляд, при такой модели неизменно происходит. Кстати, при Хрущеве была попытка разделить обкомы партии на промышленные и сельскохозяйственные. Но все это скоро ушло, потому что оказалось нежизнеспособным.
Возникает еще один вопрос. Получается вольно или не вольно два центра власти, и каждая должна иметь свой аппарат. По аналогии - президент и премьер- министр на уровне страны. Как внутри правительства будет происходить разделение отделов, сотрудников? Боюсь, если мы пойдем по такому пути, на местах может дойти до того, что будет глава администрации района и председатель муниципального правительства.
Есть небольшие области, зачем там структурные нагромождения? А если главой правительства окажется человек с более сильным характером, с ярко выраженной харизмой? Они будут откровенно конкурировать. Две головы могут смотреть в одну сторону, а могут и в разные. И что тогда? Не закладываем ли мы изначально конфликтную ситуацию? И потом, как понять, кто же из них все-таки главный?
Возникает вроде бы теоретический, но на самом деле, вопрос практический. Как долго реорганизация может продлиться? Притирка, внутренние согласования. Ведь сразу явно не получится. Они могут продолжаться месяц, два, полгода? Насколько эффективной будет власть в этот период? Большой вопрос! То есть, это, извините, время, деньги, которых в большинстве региональных бюджетов нет, люди. Все не так безобидно.
И потом, если принимать новую модель, когда начинать реформировать региональную власть? В сентябре нынешнего года у нас в Хабаровском крае выборы в Государственную думу и выборы губернатора. Нельзя терять время на непродуктивные эксперименты.
Ведь при любом раскладе за все в конце концов головой отвечает губернатор. Он несет персональную ответственность за все, что в его крае или области происходит.
В общем, если бы спросили мое мнение, возможно ли такое разделение в принципе? Да. Нужно ли оно нам, в Хабаровском крае сейчас или в ближайшей перспективе? Боюсь, что нет.
По теме