Главное

«Не заплывай туда, откуда не сможешь приплыть…»

28.12.2020
Мосин
Игорь

Директор Хабаровского краевого колледжа искусств Игорь Мосин о «пандемическом уроке»:

- В колледже не слышны переливы музыкальных инструментов, голоса распевающихся студентов – «убавили звук» ограничения. Мы ушли на дистанционное обучение. Конечно, принимать новые реалии непросто, ведь люди существа социальные и нам необходимо живое общение. Да, хорошо, что сегодня есть ресурсы, позволяющие наладить дистанционное взаимодействие, но без контакта с педагогом в нашей профессии никуда.

Именно педагог лепит тот образ, который ученик в дальнейшем пронесет через всю жизнь: прикосновения, правильная постановка руки, дыхания, всего музыкального аппарата помогают найти правильное звучание, «оживить» инструмент. Конечно, помимо музыкальных, есть масса и других специальностей, требующих личного и очного примера от наставника. Интернет-общение дает лишь электрический контакт, а для образования нужна живая искра.

Ведь что такое образование? Педагог призван из ученика вылепить некий образ, каким он будет зависит от многого. В том числе и от способа общения. Вот почему длительное дистанционное образование губительно. Не потому, что не сможем студентов научить сыграть, нет. Оно губительно в той разнице между «костром» и «лампочкой»: да, будет светло, но исходит ли от лампочки душевное тепло?

Можно сколько угодно заниматься дома, но будет ли толк, если нет духа соревновательности с однокашниками? Студент и педагог – это еще не полная картина. А если нет точной даты сдачи концерта, учить программу можно долго, ни шатко, ни валко. К тому же, нужно учитывать и тот факт, что в нашем деле, как в спорте, все навыки приобретаются до 18 лет, а позже технически развить ученика практически невозможно. Успел взять все до определенного возраста – тогда и победы в кармане. Дистанционное образование… думаю, будущее, все-таки, не за ним. Но что толку от рассуждений, когда логичнее научиться жить в предложенных обстоятельствах. Какое-то время будет сложно, но считаю, что, если профессию любишь, то не сдашься, не уйдешь, а к нам приходят именно такие.

Кстати, скольким из нас приходил в голову вопрос: а зачем нам эта пандемия? Ведь любая болезнь – учитель. Я думаю, что коронавирус пытается заставить человечество приостановить бег и посмотреть на себя со стороны. Куда мы, собственно, бежим? Теперь мы вынуждены строить планы не на год, а на ближайшее время, тем самым наш забег на длинную дистанцию переформатировался в спринт. Возможно, мы и не задумывались раньше, что данная нам жизнь – поистине дар, который нужно беречь
Так же и со студентами. Они попали в ситуацию, которая с одной стороны и трудная, но с другой стороны, в ней есть много нового. Если раньше на академическом концерте учащиеся выходили на сцену и играли от «А» до «Я», то теперь им можно записать свое музицирование и отправить членам комиссии. Не получилось с первого раза? – перезапиши. Вот и шанс посмотреть на себя со стороны, сделать работу над ошибками. Так и в других вещах.

Вообще, жизнь остановить трудно: пусть и онлайн, но буквально на днях мы провели конкурс эстрадного пения «СнежеNika», не так давно наши учащиеся стали лауреатами и дипломантами Международного конкурса молодых музыкантов-исполнителей «Музыкальный Владивосток 2020». Студенты продолжают оттачивать навыки в домашней обстановке, меняя программу с «бравурной» на более «тихую» и спокойную, а участники хора разучивают музыкальный материал по партиям. Надеюсь, все-таки к лету мы войдем в привычный режим, и тогда хоры и оркестры вновь зазвучат в стенах колледжа и на концертных площадках. И воспылают костерки.

Хотя… знаете, в целом же «дистант» - явление для нас не новое. Вспомнить тот же фестиваль «Новые имена Хабаровского края». В нем и раньше первый тур проходил по видеозаписям. Теперь также в колледже прошли вступительные испытания, часть выпускных экзаменов, срез знаний. Частично так проведем и зимнюю сессию. Радует то, что река жизни течет. А вернуть ее в привычное русло сможет только выученный «пандемический урок», поэтому в нынешней ситуации все чаще вспоминается поговорка: «Не заплывай туда, откуда не сможешь приплыть, и не берись за тот камень, который не сможешь поднять». Мы словно плывем в «дистанте» в неизвестном направлении, и очень хочется «доплыть до берега».
По теме