Главное

Как уберечь детей от опасных взрослых

06.10.2018
Крюковский
Игорь

Хабаровский сексопатолог Игорь Крюковский о том, стало ли педофилов больше:

Уберечь детей от посягательства на их здоровье, а то и жизнь не просто, но возможно. А вот распознать не специалисту среди друзей, знакомых, а то и родственников «любителей детей» практически нереально. Педофилы (назовём вещи своими именами), как правило, своим поведением в быту практически ничем не отличаются от остальных людей.

Они могут быть общительны, вежливы, учтивы, внимательны, заботливы или вспыльчивы и грубы – как все обычные люди. Они встречаются в семьях среди отцов, отчимов, друзей семьи, среди персонала детских учреждений, среди руководителей детских кружков и секций, сотрудников детских домов, да и просто соседей.

Педофилия — это болезнь. И она, как и все другие расстройства личности, не заразная. Просто о подобных преступлениях стали чаще сообщать. На мой взгляд, это даже хорошо. Ведь замалчивание проблемы не ведёт к её решению. Но, с другой стороны, возникает ощущение, что педофилов стало больше.

Кроме того, насколько мне известно, сообщение о подобных преступлениях или деликатное обсуждение проблемы не может быть фактором, провоцирующим рост подобных случаев. А вот картинки, видеосюжеты и прочая видео- и аудиоинформация, демонстрирующая сам процесс, спровоцировать сдвиг психики может.

Предпосылки болезней психики закладываются ещё в утробе матери при совокупности множества факторов, негативно влияющих на формирование ребёнка. Но наследственной связи не установлено. И не факт, что предрасположенность, полученная при рождении, обязательно получит развитие. Вовсе нет. Человек может заболеть этим недугом, когда несколько факторов сойдутся «в одну точку». И что это будет за «сигнал», никто не знает.

Это лечится

Как и все поведенческие недуги и зависимости, как алкоголизм, наркомания, такое заболевание лечится долго и трудно. Нужны длительная комплексная терапия и, прежде всего, желание самого пациента избавиться от зависимости. Но, к сожалению, такие люди сами обращаются за медицинской помощью крайне редко. В моей 30-летней практике было всего два случая. Интересно, что одного больного педофилией привела супруга.

На самом деле больные люди, как правило, понимают, что делают что-то не то, но самостоятельно, без помощи специалистов ничего с собой сделать не могут. Хуже того, нередко в одном теле встречается целый букет расстройств: педофилия вместе с эксгибиционизмом, а то и садизмом. Насилуют и даже убивают детей педофилы-садисты. К счастью, такая патология встречается очень редко. Куда чаще любители несовершеннолетних налаживают контакт со своими жертвами постепенно.

Было даже предложение в отношении таких больных о кастрации химической или физической. Знайте: не поможет. Ведь болезнь – поведенческая. А это значит, что в головном мозге сформирована определённая рефлекторная цепь, которая руководит действиями человека.

Вот андрогены (препараты, снижающие сексуальное влечение) помогают. Только мотивировать человека их регулярно принимать – задача не из простых. Ещё раз повторюсь, чтобы преодолеть такой недуг, нужен комплекс методов и самое главное – желание и даже стремление самого больного. А этого достичь – самое сложное.

Что делать с тренером

Чтобы защитить ребёнка от таких больных, самый идеальный вариант – хороший эмоциональный контакт. Если сын или дочь способны вам рассказать всё, что с ними происходит в школе, во дворе, на соревнованиях, в турпоходе – вы будете знать о подозрительном поведении того же тренера ещё до того, как произойдёт насилие.

Подчеркну, даже если ребёнок не сопротивляется, а добровольно позволяет дяде к себе прикасаться, склонение детей к взрослым утехам – это всегда насилие. Ведь ребёнок от природы любопытен. Ему может быть просто интересно то, чему не учат в школе. Плюс – доверие к взрослым. Раз это делает взрослый, маленький человек нередко думает, что это нормально и правильно.

Допустим, маме удалось наладить контакт со своей дочерью. И та ей рассказала, что тренер приходит к девочкам в раздевалку и помогает им надевать не только куртки. Что делать с таким тренером?

В этом случае необходимо написать заявление в полицию, и им займутся правоохранительные органы. А ваша задача - заняться вашим ребёнком. Как минимум, обратиться к детскому психологу. Не факт, что ребёнок рассказал всё. Но даже если ещё ничего не произошло – нужно, во-первых, быть в этом уверенным, а во-вторых, правильно «проинструктировать» ребёнка, как вести себя в подобной ситуации. А это под силу далеко не каждому самому внимательному родителю – не специалисту в детской психологии.


Депутаты обсуждают введение пожизненного заключения
16 февраля 2018, 09:00 0


Плюс к тому, далеко не каждый школьник приходит домой и рассказывает родителям, где он был и что видел. Особенно, если с ним произошло то, за что ему стыдно, или он думает, что за это родители будут его ругать.

А потому, если вдруг на «ровном месте» изменилось поведение ребёнка: замкнулся в себе, сердит, не хочет общаться, обязательно выясните, что произошло. Вам ни в какую не рассказывает – обращайтесь за помощью к специалисту. Может, одноклассник сломал любимую ручку, или учительница отругала за то, в чём мальчик, по его мнению, не виноват. А может, всё куда серьёзнее.

И если выяснится, что что-либо уже произошло – ругать за это ребёнка нельзя ни в коем случае. Его нужно срочно избавлять от последствий психологической травмы. Есть специальные методики, которые весьма эффективны. Само собой такое не проходит. Лучше вовремя принять меры, чтобы избежать самых неожиданных последствий.

По теме