Главное
Туризм, 01 декабря, 10:55

Чжурчжэньский сад камней создают в Хабаровском районе

Его инициатор Альберт Бабаев освоил уникальную технологию музейного копирования

Чжурчжэньский сад камней создают в Хабаровском районе
Фото: ИА «Хабаровский край сегодня»

Центр изучения амурских петроглифов начал работу в селе Сарапульское Хабаровского края. Его на свои деньги открыл предприниматель Альберт Бабаев. Здесь он собирает сделанные по уникальной технологии точные копии наскальных изображений далёкого прошлого, а также показывает и рассказывает туристам о древней и средневековой истории Дальнего Востока. Корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» побывал в будущем саду камней и сравнил копии и оригиналы.

Самые точные копии

В село Сарапульское я приехал утром. Хотя явно не туристический сезон, но красота этого места просто поражает. Амур здесь окружают резко обрывающиеся к воде сопки Елабужских высот. Особенно впечатляют здешние закаты.

- Их очень любят наблюдать мои гости из специально построенного шатра «Атмосферы», - рассказывает Альберт Бабаев. – Специально западную створку оформил в виде панорамного окна. Лежаки поставил. Тут можно медитировать, глядя, как солнце в красках уходит за горизонт.
Центр изучения амурских петроглифов - это частный комплекс. Сарапульское село очень небольшое. Административно оно относится к Челнам, что уже на границе с Нанайским районом. До недавнего времени тут оставалось только четыре жилых дома. В этом году Альберт Бабаев достроил свою базу. Гостей принимает в комфортабельных домиках со всеми удобствами. Рыбалка, отдых на свежем воздухе. Но самое интересное - в построенном в восточном стиле доме. Здесь он разместил свою коллекцию копий древних петроглифов, которые много лет по согласованию с властями делал с оригиналов в соседнем Сикачи-Аляне.
- Я начинал как успешный бизнесмен. Лет 25 назад стал официальным представителем в нашем регионе крупной немецкой компании по производству стройматериалов из гипса Knauf. Пригласили в Баварию, где находится их штаб-квартира. Там познакомился с тогдашним директором музея Knauf в городе Ипхофен Куртом Шмидтом. Он стал моим лучшим учителем в жизни. Курт отвечал за коллекцию сотен факс-копий, которые были сделаны по разработанной Knauf технологии. Там представлены рельефы и барельефы со всего мира: Египет, Месопотамия, Индия и так далее. Меня особенно поразило, как немцы в своё время точно скопировали огромных каменных истуканов с острова Пасхи в Тихом океане, - говорит Альберт Бабаев.

копия камня с петроглифом.JPG

Проект остался на бумаге

Бизнес Альберта Бабаева в начале нулевых годов, как тогда говорили, «попёр». Востребованные высококачественные материалы в регион он завозил целыми железнодорожными составами. Но появившиеся деньги тратил на сохранение древних наскальных рисунков.

- Создали фонд, специальную лабораторию. Освоили технологию. Для изображений она совершенно безвредна. Все работы проводили при содействии археологов краевого центра охраны памятников истории и культуры. Выезжали к петроглифам. Над валунами ставили специальные палатки. Аккуратно наносили особый состав из силикона. Техника называется эстампаж. Материал уникальный. Он способен калькировать самые мелкие детали. Так создали матрицы наскальных изображений. По ним можно отливать копии петроглифов, - говорит меценат.

Точные копии петроглифов Амура, многие из которых старше египетских пирамид, переданы в некоторые музеи мира. Есть они даже в немецком Нюрнберге.

- Для хабаровчан была задумка создать сад камней во время реконструкции центрального парка культуры и отдыха. Мы предлагали разместить точные копии петроглифов Сикачи-Аляна и других памятников археологии нашего региона в прогулочной зоне недалеко от краеведческого музея. Но проект, к сожалению, так и остался на бумаге. Сейчас задуманное я создаю здесь, в Сарапульском, - объясняет Альберт Бабаев.

Оригиналы наскальных изображений постепенно уничтожает природа. Их затирают льды Амура, валуны переворачиваются. В этом году большая часть петроглифов Сикачи-Аляна вообще была скрыта от глаз посетителей большой водой. Нельзя сбрасывать со счетов и вандалов, которые оставляют рядом с древними рисунками сомнительные образцы современного наскального творчества.

Облик современницы Ивана Грозного он восстановил по случайно найденному черепу
18 января 2021, 13:00 0

Абрикосы от чжурчжэней

Для Альберта Бабаева созданный им центр в Сарапульском - возможность самому глубоко погрузиться в интереснейшее прошлое края, а также познакомить с ним многочисленных гостей. Сюда приезжают на выходные хабаровчане семьями, уже были туристы из других уголков России.

- Важно знать, что история Дальнего Востока началась вовсе не с приходом сюда русских землепроходцев. Люди оставили здесь о себе память за долгие тысячелетия - от каменного века до средних веков. Ещё до вторжения монголо-татар на Киевскую Русь берега Амура входили в могущественную Золотую империю чжурчжэней, которые даже покорили великий Китай. С тех пор в различных уголках Хабаровского края люди находят старинные монеты, предметы, сохранились руины крепостей и городищ. По древним рисункам, которые дошли до наших дней, я заказал мастерицам из нанайского села Джари точный костюм чжурчжэньского воина. Есть сделанные по лекалам прошлого лук и стрелы, - говорит Альберт Бабаев.

Между шатром-атмосферой и галереей с копиями древних изображений Альберт пытается разбить сад. Саженцами помог хабаровский селекционер-самоучка Сергей Чудопалов. К слову, чжурчжэни были не только храбрыми воинами, умелыми рыбаками и охотниками, но занимались возделыванием земли. Есть мнение, что растущий сейчас в уссурийской тайге дикий абрикос – потомок старинных садов, которые растили в своих поселениях чжурчжэни.

 

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме