Главное
Общество, 29 июня, 09:30

У хабаровских абитуриентов популярна журналистика

Об этом направлении подготовки мы поговорили с доцентом кафедры журналистики ТОГУ Людмилой Чередниченко

У хабаровских абитуриентов популярна журналистика
Фото из архива Людмилы Чередниченко
В Хабаровске направление «Журналистика» оказалась среди лидеров по популярности у абитуриентов. О том, что их привлекает в этой профессии и о многом другом корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» поговорил с доцентом кафедры журналистики ТОГУ Людмилой Чередниченко.

При поступлении абитуриенты проходят творческий конкурс, собеседование. Комиссия часто спрашивает, чем им интересна работа журналиста. Одни хотят стать успешными, знаменитыми, научившись создавать интересные проекты, материалы, которые будут востребованы у аудитории. Кого-то впечатляет картинка – успешный ведущий в кадре, журналист, который задает острые вопросы или находится в гуще событий, например в горячих точках. Ребятам интересно общение с известными людьми: политиками, артистами, учеными.
Многие идут за романтикой, осознавая глубокий смысл, социальную роль журналистики, мечтают что-то изменить. Считают, что журналист может помочь человеку сориентироваться в потоке информации и событий, правильно понять и оценить происходящее.На творческий конкурс приходят многие, а вот количество зачисленных на первый курс всегда разное, бывает 20 человек, а порой и больше 40. И это притом, что бюджетных мест не так много – не больше десяти.

– За последние три года ТОГУ выпустил 56 журналистов. Целая рать служителей пера. Остается потребность на рынке труда края?
– Потребность в журналистах есть всегда. Наши выпускники трудоустраиваются не только в местные СМИ. Можно жить в Хабаровске и сотрудничать с федеральными изданиями – для профессиональной реализации территориальных границ нет.

Некоторые растворяются в смежных областях: рекламе и связях с общественностью. В каждом выпуске есть те, кто уезжает за пределы края, около 10%. Единицы реализуют свой потенциал в совершенно других сферах деятельности. Например, одна из наших выпускниц открыла школу дополнительного образования.

– Если раньше блогерство казалось доходным хобби, то сейчас эта форма работы находится на пике популярности. Люди успешно работают с гигантской аудиторией на своих каналах без всякого образования. Зачем же тогда учиться в вузе?
– Современное информационное пространство – зона высокой ответственности для журналиста и риска для аудитории, которая может оказаться во власти ложной и манипулятивной информации.
Тот, кто в этой среде работает, должен понимать значение слова в публичном пространстве, знать основы создания разных видов текста, их предназначение, как работают те или иные приемы и средства создания и представления содержания, как аудитория воспринимает тот или иной контент. Этому, конечно, надо учиться.

Также важно изучать правовые нормы. Законодательство, которое регулирует деятельность в информационном пространстве, принципы работы с разными источниками информации, персональными, личными данными, документами и другое.
Человек с профессиональной подготовкой будет быстрее ориентироваться в меняющемся медиапространстве, чем тот, кто действует методом проб и ошибок. Например, выпускнику профильного направления, пришедшему в редакцию и получившему журналистское задание, будет легче его выполнить. Он знаком с алгоритмом построения разных видов материала, понимает специфику работы конкретного издания, какие источники информации и как нужно использовать, какие виды иллюстративного материала и прочее. У него формируется видение, концепция подачи будущего материала.

Wo3f2G_pPc4.jpg

– В журналистике, как и в медицине, есть правило – не навреди. Насколько большое внимание уделяется этике в подготовке корреспондентов?
– Эта тема не эпизодическая, она составляет ядро профессии. Кроме дисциплины «Этика и аксиология журналистики» вопросы этики в том или ином аспекте затрагиваются во всех профессиональных дисциплинах. Мы говорим о принципах профессии, о том, что журналист должен быть объективным, представлять разные точки зрения, проверять достоверность информации и многом другом.

Упор делается на анализ смыслов: насколько корректно преподносится информация, нет ли продвижения чьих-то интересов. Студенты учатся тщательно проверять источники информации, ведь им предстоит работать в условиях большого потока данных, информационной турбулентности, распространения фейков.

– Расскажите, современный выпускник готов к работе в цифровых условиях?
– Конечно. В программе подготовки журналиста есть дисциплины, отражающие изменения в профессии: «Интернет-журналистика», «Основы медиадизайна», «Продвижение медиатекста», «Мультимедийная журналистика» и другие.

Например, в рамках последней студенты изучают современные формы журналистского произведения, в котором идея, смысл создается с использованием не только текста, но и аудио-, видеоинформации, различных видов иллюстративного материала. Речь не о цифровой страничке с фотографиями и видеороликом. Это цельный продукт, в котором каждая составляющая является средством выразительности, позволяет донести смысл до аудитории, создать определенный эффект. Это режиссерская работа! Думаю, эти навыки будут востребованы во многих редакциях.
Студенты создают авторские медиапроекты, где часто рождаются интересные идеи, которые могут быть реализованы на рынке. Например, на одном из курсов творческая группа разработала концепцию информационного ресурса, на котором раздел новостей был представлен в виде скетчей, то есть быстрых рисунков. Очень яркая и перспективная идея!
ЭксклюзивОбщество
По этим направлениям придётся заплатить около 300-332 тыс рублей в год
02 июня 2022, 16:30 0


 – В настоящий момент обсуждается отмена в России Болонской системы. Один представитель Госдумы по образованию и науке РФ сравнил её с тарелкой, мол, учат многому, но поверхностно, а отечественную концепцию — с кувшином – знания более узкие, но глубокие. Как думаете, чего недостаёт образованию журналистов?

– Я работала с разными образовательными стандартами, у каждого есть свои достоинства и недостатки. Стандарт, по которому сегодня готовят журналистов, один из самых сбалансированных. Конечно, всегда есть что улучшить.
Можно было бы практику сделать более продолжительной. Сегодня студенты 2, 3 и 4 курсов на четыре-шесть недель направляются в редакции. Времени, чтобы встроиться, углубиться в рабочий процесс и создать качественные разножанровые материалы, мне кажется, недостаточно. Для сравнения, в пятилетнем стандарте студент прикреплялся к редакции на восемь недель.
Было бы неплохо увеличить объем филологических и исторических дисциплин. Они важны для развития профессионального мышления, умения создавать, передавать смыслы, для сохранения и формирования ценностей не только профессиональных, но и общечеловеческих.

– Почему в журналистику идут в основном девушки?
- Ответа я не знаю. Но такая тенденция сложилась давно. Возможно, направление воспринимается как исключительно гуманитарное, хотя сегодня оно тесно связано с информационными технологиями.

– Диплом журналиста ТОГУ котируется в стране?
– Думаю да, судя по тому, что география поступивших расширяется. Например, сейчас на первом курсе у нас больше 70% иногородних студентов. К нам приезжают учиться из Приморского, Забайкальского краев, Амурской, Сахалинской областей, ЕАО, Якутии, Новосибирска.

– Человек, идущий в журналистику, может рассчитывать на хороший материальный достаток?
– Только если много трудиться, постоянно развиваться и приобретать новые умения и навыки. Это нелегкий хлеб. И нужно быть готовым к ненормированному рабочему дню.

По теме