Главное
Общество, 09 февраля, 13:00

Когда птица страшнее пули

В День Гражданской авиации знакомим с незаметной для пассажиров, но важной для их безопасности службой хабаровского аэропорта

Когда птица страшнее пули
Фото: ИА «Хабаровский край сегодня»

В День работников Гражданской авиации, который отмечается в России 9 февраля – именно тогда в 1923 году в РСФСР был официально создан воздушный флот – ИА «Хабаровский край сегодня» рассказывает об одной из самых незаметных, но крайне важных служб крупнейшего аэропорта Дальнего Востока – орнитологической безопасности.

Многие хабаровчане и гости краевой столицы при взлёте и посадке в местном аэропорту замечают вдоль полосы разгона какие-то странные зеркала. А между тем это очень важное оборудование для безопасности полетов – защита от птиц, стаи которых могут с таким же успехом привести к катастрофе, как и серьезные технические поломки.

Инновационное пугало

О том, что птицы и самолёты – вещи несовместимые, люди узнали ещё на заре авиации. Первый инцидент столкновения летательного аппарата с пернатыми был зарегистрирован в 1905 году. Один из двух знаменитых братьев Райт - Орвилл попал в птичью стаю во время пробного полёта над кукурузным полем. Тестовый образец самолёта получил сильные повреждения. А в 1912 году уже зафиксировали первую в истории человечества авиакатастрофу по вине птиц. При испытании новой модели самолёта в Калифорнии чайка попалась на пути тогда ещё не такого быстрого аппарата. От удара оказались перерублены тросы управления, самолёт упал в воду, пилот погиб.

- Столкновения с птицами случались на протяжении всей истории авиации. Эта проблема появилась сразу после того, как самолеты начали летать. Потому обеспечению орнитологической безопасности уделялось и уделяется такое большое внимание, в том числе и в аэропорту Хабаровск. Кстати, у нас столкновений с птицами не было уже несколько лет, - говорит ведущий инженер аэродромной службы АО «Хабаровский аэропорт» Александр Шлеменков.
Защиту от подобных происшествий ведут вместе с орнитологами
16 августа 2019, 17:30 0

Аэропорт Хабаровск от птиц защищают проверенными временем способами. На земле, вдоль взлётно-посадочных полос, рулёжных дорожек установлены особые устройства с зеркалами – блико-механические отпугиватели. Они вращаются от ветра. Создаваемые солнечные блики дезориентируют птиц, заставляют их держаться подальше от летной полосы аэродрома. Такие же блико-механические устройства установлены и на мачтах освещения, расположенных на перроне. Вообще, существует большое количество приспособлений для отпугивания птиц: чучела хищных птиц, воздушные змеи, напоминающие опасных пернатых, пропановые пушки. При появлении птиц такие пушки при помощи хлопка газа издают громкий звук, похожий на выстрел. Слышно его в радиусе полукилометра. На сегодняшний день аэропорт Хабаровск стремится усовершенствовать средства борьбы с птицами. Здесь постоянно ведется подбор новых приспособлений для отпугивания по рекомендациям эколого-орнитологического обследования территории аэродрома.

А вот хищных соколов, как в питерском Пулково или московских аэропортах, в Хабаровске не держат. При несложной орнитологической обстановке это слишком дорогое удовольствие, найти специалистов по соколиной охоте сложно, да и содержать таких элитных птиц хлопотно. Зато минувшим летом в Хабаровске появилась орнитологическая новинка для отпугивания ворон, голубей, сорок и других пернатых - биоакустическая установка «Аэро М4».

- Мы установили устройство на автомобиле аэродромной службы. На крыше - громкие динамики, в салоне – портативное устройство. Оно похоже на обычный смартфон. В программном обеспечении хранятся десятки записей тревожных для птиц голосов, отпугивающих сигналов – например выстрелов. Примечательно, что фонотеку можно постоянно обновлять через Интернет. Делать это необходимо, поскольку птицы привыкают к одним и тем же звукам и перестают реагировать. Установку включаем во время регулярных осмотров взлетно-посадочной полосы, в сочетании с блико-механическими приспособлениями, установленными вдоль всей взлетной полосы, получается эффективно, - объясняет Александр Шлеменков.
Видео: АО «Хабаровский аэропорт»

Страшнее птицы зверя нет

Обязательным для защиты от возможных столкновений с птицами остается регулярный покос травы, в которой пернатые вьют гнёзда, небольшие водоёмы вблизи аэродрома засыпают землёй, чтобы они не привлекали водоплавающих. Самое трудное - убеждать население ближайших к глиссаде посёлков не устраивать свалки бытовых отходов. Ведь это привлекает ворон.

- Самое опасное с точки зрения орнитологической безопасности время – весна и осень. Тогда на высотах, на которых самолёты идут на взлёт или заходят на посадку, могут оказаться стаи перелётных птиц. А столкновение с уткой, гусем или другими крупными пернатыми может иметь самые плачевные последствия. Учтите скорость движения реактивного самолёта. Возможный удар страшнее попадания пули. Но особенность нашего аэропорта – близость к городу. Городская застройка мешает диким птицам, и они стараются облетать её стороной, - подчеркнул инженер аэродромной службы.
На борту находились 80 пассажиров и члены экипажа
02 ноября 2019, 12:20 0

Кстати, как заметил наш корреспондент, даже на площадке перед зданием терминала внутренних авиалиний обычных во всех районах Хабаровска голубей не видно. А вот воробьи, которые и раньше порхали по зданию старого аэровокзала, уже замечены в новом. Но угрозы авиационной безопасности эти птахи не представляют, да и на лётное поле они вылетать не стремятся.

- Аэропорт Хабаровск всегда славился хорошей орнитологической безопасностью. За годы моей работы, а я почти три десятилетия пролетал бортинженером Ил-62М, ни разу инцидентов с пернатыми в моей практике не было, - рассказывает опытный хабаровский пилот Хасан Серожединов. – А вот на Камчатке был неприятный случай. Мы уже заходили на посадку над акваторией Авачинской бухты, как прямо в стекло кабины пилотов влетела чайка. Хорошо, что скорость была уже небольшая. На земле осмотрели - никаких повреждений.

До сих пор на слуху истории с чудесным спасением пассажиров и экипажей самолётов после столкновений с птицами в Московской области и в небе над США. В 2019 году Airbus «Уральских авиалиний» при взлёте с подмосковного аэродрома Жуковский в направлении на Симферополь пересекся с птичьей стаей, из строя вышли оба двигателя. Пилоты смогли филигранно совершить вынужденную посадку на кукурузном поле и спасли жизни всех 226 пассажиров. А в 2009 году американский Airbus при взлете из Нью-Йорка столкнулся со стаей казарок. Тогда лётчики сумели посадить борт с заглохшими двигателями на воду реки Гудзон. Обошлось без жертв.

- По поводу случая при взлёте с аэродрома Жуковский Межгосударственный авиационный комитет (МАК) до сих пор продолжает разбирательство. Очень долго шло расследование и по поводу «Гудзонского чуда». Экипаж затаскали с проверками. Но в конце концов признали, что лётчики совершили героический поступок. Звёзд Героев в Америке, конечно, не дают, но и на этом спасибо, - добавил Хасан Серожединов.
На защиту лайнеров от птиц потратят 5,6 млн руб
29 августа 2019, 12:00 0

Переселение бакланов

По информации авторитетного российского издания «Известия», начатые в советские годы целенаправленные исследования в области орнитологической безопасности полётов сошли на нет в 90-е годы прошлого века. А за несколько лет до нашумевшей истории с посадкой самолёта на кукурузное поле группу учёных-орнитологов в федеральном Госцентре безопасности полётов просто сократили.

- Сейчас орнитологическому обеспечению безопасности вновь уделяется пристальное внимание. Росавиация фиксирует каждый случай столкновения воздушных судов с птицами - неважно, привёл ли он к каким-либо повреждениям или нет. Российским аэропортам раз в три года рекомендовано проводить орнитологическое обследование территории. А если ситуация с птицами сложная, то такие обследования проводятся ежегодно, - отметил ведущий инженер аэродромной службы АО «Хабаровский аэропорт» Александр Шлеменков.

Недавнее такое обследование аэропорта имени Г.И. Невельского проводил один из крупнейших на Дальнем Востоке орнитологов из Института водных и экологических проблем ДВО РАН Владимир Пронкевич.

- Гораздо хуже ситуация с орнитологической безопасностью была в северных аэропортах нашего края. Например, после вмешательства транспортной прокуратуры нас пару лет назад приглашали помочь избавиться от птиц в аэропорт Николаевска-на-Амуре. Там угрозу полётам создавала стая бакланов. По периметру аэродрома установлены световые маячки, динамики, которые имитировали звуки выстрела или крики хищных птиц. Но бакланы на всё это никак не реагировали, - рассказывает Владимир Пронкевич. - Тогда мы предложили после того, как бакланы улетят на юг, просто спилить высокие деревья рядом с аэропортом, на которых птицы каждый год строили гнёзда и выводили потомство.
И это элементарное решение дало результат. Уже на следующий год по возвращении с юга бакланы вынуждены были искать новое место для гнёзд. Как говорят жители Николаевска, птицы облюбовали трубу местной ТЭЦ. Энергетикам они никак не мешают, зато этот птичий базар уже не создаёт угроз взлетающим и садящимся самолётам.


Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме