Главное
Общество, 30 ноября, 14:00

У православных верующих начался Рождественский пост

Суть его – удаление от всякого зла

У православных верующих начался Рождественский пост
Фото:bing.com
28 ноября у православных верующих начался сорокадневный Рождественский пост, который продлится до 7 января, праздника Рождества Христова. Об особенностях нынешнего поста ИА «Хабаровский край сегодня» рассказал клирик Спасо-Преображенского кафедрального собора, иерей Георгий Ибрагимов.

В народе Рождественский пост еще называют «филипки» – потому что накануне Церковь отмечает день памяти апостола Филиппа. Он был учеником Христа и прославлен тем, что по его молитве прозревали слепые и исцелялись больные. В этот многодневный пост верующие не едят мясо, молочные продукты, яйца, не пьют алкоголь. Но в Рожественский пост разрешена рыба во все дни, кроме среды и пятницы. Нынешний пост - особенный. Люди болеют ковидом, многие тяжело, или они только выздоровели и нуждаются в том, чтобы восстановить свои силы. Как быть?
- Пост меняется в зависимости от образа жизни человека, - говорит Георгий Ибрагимов. – Зависит от того, в каком состоянии здоровья он находится. Существуют послабления путешествующим, людям, которые лечатся в стационаре больницы, беременным и кормящим женщинам и тем, кто служит в армии. Они придерживаются той пищи, которая у них есть. Но давно замечено, что соблюдение поста людьми с различными заболеваниями не нарушает их здоровье, а напротив помогает почувствовать себя лучше.
Но тут не надо впадать в крайности. «К самоубийцам должно причислить того, кто не изменяет строгих правил воздержания и тогда, когда нужно подкрепить ослабевшие силы принятием пищи», считал преподобный Иоанн Кассиан Римлянин. О чем это?
- Были святые люди, которые ничего не ели вообще, так они понимали подвиг поста, - продолжает Георгий Ибрагимов. - Но кто-то доходил до абсурда. Все должно быть в меру. Да, монахи могут неделями воздерживаться от пищи, вкушая еду раз в неделю по воскресеньям. Мы к этому мирян не призываем. Пост – не воздержание от пищи, а прежде всего умеренность в еде. Ибо можно есть так, что тяжело встать из-за стола.
Но пост – воздержание не только телесное, но и духовное. Человек – двусоставен, он состоит из тела и духа. Смирять плоть, но расслаблять дух – не получится. Пост телесный является первой ступенькой, дверью к посту духовному.
- Если в душе я буду настраиваться на добро, милосердие, но буду есть жирную, тяжелую пищу, то за пару дней так ослабею, что все мои благие замыслы уже не покажутся мне столь заманчивыми, - говорит собеседник. - Все должно быть гармонично. Пост телесный менее трудный, чем пост духовный. Простить обидчика по гордости своей гораздо сложнее, чем воздержать от колбасы. Если остановиться только на физическом посте, смысл его теряется. От вынужденного самоограничения человек может стать озлобившимся, недружелюбным, надменным, гордым. Физический пост должен стать продолжением поста духовного.
«Истинный пост - удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления, - учил святитель Василий Великий. - Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла». И, конечно, пост – время особого доброделания. Сегодня у нас у всех множество возможностей проявить заботу и внимание к ближним своим и дальним, поучаствовать в их судьбе. Священник советует: позвоните своим больным родственникам, знакомым, соседям, сослуживцам. Навестите их, если это возможно. Или просто принесите к двери продукты, вещи, лекарства, оплатите квитанции. Пособолезнуйте, если у них умер близкий.
- Я столкнулся с тем, что человек остался совсем один, - сказал священник. - У него умерла мама, он не смог ее похоронить, у него неделю держалась очень высокая температура. Плюс тяжелые отношения с родственниками. К нему никто не приходит. Один звонок буквально вернул человека к жизни. Он понял, что не оставлен.
Церковь предписывает в пост как можно чаще ходить на службы. Надо ли это делать сейчас? Официального запрета нет, но кто-то опасается, что может подхватить ковид и заразить своих домашних.
- Вера – добровольный выбор человека, - подчеркнул Георгий Ибрагимов. - Мы оставляем самому человеку решить, ходить ему в церковь или нет. Если человек смущается, мы не станем его осуждать. Пусть молится дома. Но если он хочет исповедаться и причаститься, священники готовы приехать к нему домой. Мне недавно звонит женщина. Муж запретил ей ходить на богослужения. Спрашивает, как быть? Говорю – слушайтесь мужа, чтобы в семье вашей сохранились мир и согласие. Я сам к вам приеду. Кстати, сейчас создается мобильная группа священников для такой помощи, они откликнутся на зов каждого. 
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме