Главное
Общество, 05 апреля, 16:30

В Хабаровском крае «захожан» гораздо больше прихожан

Эксперты - о том, чем стало православие для многих

В Хабаровском крае «захожан» гораздо больше прихожан

Ежегодно наступает день, когда хабаровские церкви едва вмещают в себя тысячи торжествующих верующих, собравшихся в честь главного события православной церкви – Пасхи. Среди тех, кто приходит на «всенощное бдение» (ночную молитву), можно увидеть людей в ненадлежащем виде - с броским макияжем, ярким маникюром, в штанах, неосознанно наносящих крестное знамение по правилам католичества (двумя пальцами, касаясь груди, а не живота), то есть строго нарушающих догматы православной веры.

 Социологи российской негосударственной исследовательской организации «Левада-Центр» в 2017 году обнародовали результаты исследования, где отмечен факт роста числа людей, относящих себя к православной конфессии. С 2014 по 2017 год их количество возросло с 35% до 53%. Но, согласно утверждению старшего преподавателя философского факультета МГУ, религиоведа Павла Костылева, под традиционное церковное понимание религиозности подпадает всего лишь 4-8% населения России. Кем же являются остальные участники опроса? С какой целью они посещают церковь? И можно ли проследить в данном явлении признаки некой моды?

 

По следам «захожанина»

Иерей Андрей Дидур, служащий в Градо-Хабаровском Соборе Успения Божией Матери, считает, что основной всплеск моды на православие прошел в 90-х годах 20-го века, как реакция на освобождения от «оков» тотального атеизма и безбожия.

— В момент, когда церковь начала подниматься с колен, возрождаться, можно было проследить максимальный приток людей, желающих покреститься. На настоящий момент отношение к религии является потребительским. Человек обращается к вере для того, чтобы сыскать себе насущные блага: здоровье родным, успех в бизнесе и прочее. Людей с подобными запросами я неформально называю «захожанами», т.е. теми, кто не вносит в свой вклад в деятельность церкви, а лишь, по большому счету, создает видимость участия, — рассказал священнослужитель. — Стоит заметить, что церковь является институтом, вызывающим доверие общества. Храм ассоциируется с местом, где могут заложить основы моральных и нравственных качеств. Являться верующим становится выгодно в современном обществе потребления.

Хабаровчанка Дина Непомнящая причисляет себя к «захожанам».

 - Я считаю себя верующим человеком, хотя заглядываю в храм редко, только если почувствую потребность, тягу пообщаться с Богом, поделиться своими бедами. Для меня церковь – это место, куда я могу прийти, чтобы успокоить душу, - говорит она.
 

Крещение – просто так или ради спасения?

Одним из главных показателей веры человека в православии является таинство крещения. Предполагается, что крещение должно стать вводным этапом в качественно новую духовную жизнь. Человек берет на себя ответственность, обязанность вступать в прямой диалог с Богом (регулярно молиться, следить за своими поступками, пытаясь избежать ситуаций, провоцирующих на грех). 

Проблема состоит в том, что большинство людей, оказавшихся перед входом в церковь с целью совершить ответственный шаг, не предполагают о существовании подобных обязанностей. Отсутствие знаний о сложностях процесса воцерковления, устоявшееся мнение о возможности быстрого и беспроблемного получения «духовной услуги», спровоцировали следующий процесс: приход в церковь с целью крещения неуправляемой и не оснащенной информацией толпы.

Священнослужитель Стефан Нохрин, руководитель отдела катехизации и духовного просвещения Хабаровской епархии, рассказал о действиях, предпринятых епархией, по устранению проблемы.

— Примерно семь лет назад в Успенском соборе была введена обязанность посещения пришедшими трех разъяснительных подготовительных бесед, а также участия в таинстве исповеди. После нововведения количество желающих сократилось примерно в восемь раз, - поделился отец Стефан.
 

Ближе к вере, ближе к России…

Кандидат исторических наук, заместитель заведующего кафедрой философии и культурологии ТОГУ Наталья Кулинич считает, что называть данную тенденцию «модой» нет оснований.

- Современный человек может считать свое присоединение к православию формой доказательства принадлежности к Родине, способом выражения православной идентичности. К тому же, представитель нынешней действительности обычно одинок и слаб, он привык перекладывать ответственность на судьбу и Бога, — делится наблюдениями Наталья Кулинич. — Как педагог я заметила тенденцию к ослаблению интереса к религиозной тематике. Десять лет назад студенты по собственной инициативе углублялись в тему выбора религии, часто их можно было застать в состоянии духовного поиска. В настоящее время поверхностной информации, поданной исключительно в образовательной плоскости, студентам достаточно.

 

Православие «в тренде»

«Мода на православие - увлечение формой больше, чем содержанием» - такую трактовку дает термину старший преподаватель кафедры философии и культурологии ТОГУ и по совместительству преподаватель Хабаровской духовной семинарии Виктор Грибунин.

— Православие сегодня может быть «в тренде», благодаря трем вещам: пище, поскольку Православный пост имеет некоторую схожесть с понятием «диета», популярным в современном обществе. Второе - эстетической частью, где Церковь выступает в роли культурного места препровождения и где песнопения воспринимаются как аналогия оперы, а иконопись - картинной галереи. Третье - психология, интерес, который пробуждается таинственностью, возможностью чудодейственности, общей атмосферой. Люди целенаправленно не ищут ценность, они цепляются за эти внешние «уловки», — рассказал Виктор Грибунин.
Существует ли мода на православие? Вопрос остается открытым. Единственно точно, что православие подразумевает добровольную колоссальную моральную работу над собой, труд, состоящий в ежедневном контроле за собственными мыслями и поступками по средствам каждодневной молитвы, поста, регулярного совершения таинств. Лишь этот перечень может сотворить из простого «захожанина» истинного христианина. 
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме