Главное
Наш край, 25 сентября, 13:00

Нам есть кем гордиться: корабел Иван Щеглов

Хабаровчанин строит корабли, воспитывает двоих дочерей и мечтает провожать суда до самого моря

Нам есть кем гордиться: корабел Иван Щеглов
Фото: ИА «Хабаровский край сегодня»
Наверное, многие мальчишки в детстве пылко мечтают стать кем-то значимым, найти своё место, чтобы делать нечто полезное для людей и страны. Хабаровчанину Ивану Щеглову это удалось: он строит корабли, помогает формировать отечественный флот, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».

Совсем как художник

Вот уже почти 70 лет в Хабаровске работает одно из крупнейших промышленных предприятий на Дальнем Востоке – судостроительный завод. Его территория закрыта от посторонних глаз. За неприметной оградой скрывается целый город, попав в который чувствуешь себя героем романа Джонатана Свифта.

Территорию не обойти и за пару часов. На приличном расстоянии друг от друга высятся три здания, на площадках которых размещено четыре цеха. Здесь все продумано для того, чтобы качественно создавались суда. И все-таки главное - не постройки и оборудование, а люди.

Теперь достройку судна продолжат в акватории Хабаровского судостроительного завода
27 августа 2022, 13:30 0

Иван Щеглов из бригады сборщиков. На нашу с ним встречу приходит усталый, стягивает пыльные перчатки. Ему всего 24 года. Начальство говорит, работник ценный: единственный из всей бригады может не только вести сборку судов, но и варить металл, для этого он освоил две смежные профессии.
- Я родился в портовом городке Николаевске-на-Амуре. Старший из четырех детей в семье. Еще подростком твёрдо решил, что на шее у мамы сидеть не буду: обеспечивать себя должен сам, - объясняет Иван Щеглов.
Когда учился в классе седьмом, нашел подработку - помогал бригадам в строительстве коттеджей и бань, вместе заливали фундаменты и укладывали брусья. Как-то между делом обратил внимание, как рабочий варил металл.
- Я был поражен, когда увидел, что с помощью электрода возможно самому создавать шов, совсем как художник задает металлу нужную форму, - вспоминает он. - Оказалось, что у каждого сварщика своя технология. Гладкая линия или ребристая – от этого зависит не только внешний вид, но и надежность собранной конструкции.
Первый свой сварочный аппарат он купил в пятнадцать лет. Небольшой агрегат притащил в гараж. За пару дней сварил печь, получилось отлично. И когда пришло время выбирать профессию, сомнений не было. В родном городе поступил в техникум на специалиста по электросварочным и газосварочным работам.

Умения обращаться с металлом ему в жизни знатно помогали. Уже попав в армию - он служил в части под Комсомольском - изготовил спортивную площадку. За это, в частности, ему присвоили звание младшего сержанта.

А потом восстанавливал суда на Николаевском ремонтном заводе, позже уже на Комсомольском заводе отучился на сборщика, трудился там, пока не перебрался в Хабаровск. Уже год он работает корабелом на производстве судов в краевой столице.

Изнанка кораблестроения

Этот год для хабаровского завода оказался знаковым. На производстве впервые занялись строительством краболовов. Это большие суда, предназначенные для промысла и перевозки живых биоресурсов. Заключили контракт с магаданской компанией по программе «квоты под киль».

За короткий период сразу два судна были спущены на воду. В мае «Омолон» проекта 03141 сошел со стапелей и вскоре покинул акваторию завода. А сейчас у причальной стенки в акватории предприятия идет достройка краболовного судна «Кедон».


Над этими единицами гражданского флота работали одновременно. Свои усилия вкладывали несколько сотен человек. Но наградили почетными знаками отличия за большой вклад совсем немногих, лишь самых достойных. Их можно перечислить по пальцам. В числе этих работников оказался и герой нашего материала.

Иван говорит, что это решение руководства оказалось неожиданным. Предполагает, что это поощрение за то, что работу старается выполнять добросовестно. Недаром он устроился на завод со вторым разрядом, а спустя шесть месяцев ему присвоили третий.
- Основная моя задача - проложить трассы для электрокабелей. Для этого к потолку, что у корабелов называют подволоком, и к стенкам, переборкам, привариваю прутья, за которые будут держаться электропровода, - объясняет Иван. - Работа незаметная, это изнанка кораблестроения. О ней, вероятно, не будут задумываться пассажиры корабля, заваривая, к примеру, в каюте чай с помощью электроприборов. Но я понимаю, насколько это значимо.
В отсеках корабля, когда идут работы, стоит оглушительный гул. Эффект колокола. Любой удар в ограниченном пространстве раздается протяжным эхом по судну. Без берушей работать невозможно, наушники с музыкой лишь отвлекают. А ведь это работа, где нужны не только сильные руки, но и светлые мысли. Необходимо сосредоточиться.

Губернатор обратится в Минобороны за заказами на десантные корабли
24 февраля 2022, 13:50 0

Он читает чертежи. Приходится часто отрываться от дела из-за корректировок в проекте, обращаться в технический отдел, чтобы вносить правки, посовещавшись с конструкторами. Бывает, там, где должна проходить электромагистраль, стоит вентиляция, вот и ломаешь голову, как её обойти. Или преградой становятся продольные балки, на которых держится палуба. Нужно знать, как сделать вырезы, чтобы конструкция оставалась безопасной.
Самое трудное - переделывать свою же работу. Например, на каком-нибудь участке после сварки проявляются поры, приходится выпиливать, зачищать и заново заваривать. Кропотливый труд.

Иван варит — и из-под сварочного оборудования разлетаются шлейфом красочные искры. Фрагменты из металла он нарезает с помощью специальной системы, в которых задействованы баллоны с кислородом и пропаном. Как часто бывает в сугубо профессиональной деятельности, эта работа опасна, действовать необходимо сосредоточенно.

Жженый металл пахнет специфично, для непривыкших людей крайне едко. Именно поэтому Иван постоянно находится в респираторе. Физически непросто! Все усложняется в разгар лета, когда воздух прогревается до 39 градусов. Корабль, если идет доработка на причале, превращается в раскаленную печь. До металла невозможно дотронуться.

Копоть, пыль и мазут - производство считается вредным. Опять же выручает респиратор. И все-таки, чтобы сберечь здоровье, он каждый день пьет молоко, обычно не меньше литра в день. А еще, признается, помогают очистить легкие солодка и травяной чай от кашля.
Но этим его задачи на производстве не ограничиваются. Устанавливает дополнительные преграды между стенкой и улицей, где другие рабочие затем прокладывают материалы для утепления трюма. Благодаря этой работе находящиеся нередко неделями на борту рыбаки будут чувствовать себя уютно, удаляясь отдохнуть в каюты.

Приходилось Ивану совместно с другими специалистами испытывать отсеки судна на непроницаемость, в частности топливные цистерны. Глубиной они бывают до 15 метров! Специалист закупоривает все отверстия, лишь одно оставляет открытым, чтобы установить манометр и запустить воздух. Затем, когда давление набрано, швы промазывают мыльным раствором, чтобы не пузырились. Если обнаружена пора – ее заваривают. Утечка топлива – дело крайне опасное. Поэтому и проверять нужно все тщательно.
- Обычно стараюсь выполнять работу быстрее сроков и приступать к следующему этапу, - уточняет собеседник. - Мне нравится то, чем я сейчас занимаюсь, но хочется расти, меняться и достигать большего. А еще собираюсь поступить на юриста в хабаровский вуз. Это образование в перспективе позволит занимать высшие должности, работать в управлении.
Как провожают пароходы…

Ему пока только раз приходилось провожать в путь судно – краболов «Омолон». Помнит, как дух захватило, когда увидел этого исполина, потихоньку спускающегося из эллинга, сооружения для ремонта, со стапелей в воду.
- Он отправился в Приморский край для достроечных и пусконаладочных работ, - говорит собеседник. - Такое странное чувство - ты вложил столько сил в то, что послужит людям. От этих мыслей приятно на сердце.

Ивану так хотелось бы проводить судно до моря! Он ведь и сам в море никогда не бывал. Так сложилось. Больше его тянет к разливистым рекам, в них он ощущает дальневосточный характер. Часто он путешествует один.
- Встал в четыре утра, когда едва светает, накинул на плечи рюкзак. Сел на мотоцикл и отправился навстречу рассвету. И там, уже у побережья, всем своим существом ощущаешь тишину. Так и восстанавливаешь силы, - говорит он. - Улов не особенно важен, хотя и он случается необычайно богатым.
Любопытно, что, в том или ином роде, именно с водными промыслами связано многое в жизни Ивана. Даже с женой Аней он познакомился на путине. Ему было семнадцать. Работали вместе в бригаде в икорном цеху.

Теперь единственное место, куда его тянет больше, чем в широкую и бескрайнюю тайгу со сплетенными реками, — это дом. Там его всегда с нетерпением ждет супруга и две дочки. Ради них он и встает чуть свет, отправляясь на завод: чтобы его девочки были защищены и ни в чем не нуждались.
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме