Главное
Наш край, 25 апреля, 18:10

Нам есть кем гордиться: Николай Данилюк

Личной заслугой Н.Н. Данилюка явилось его выдержка в дни ГКЧП

Нам есть кем гордиться: Николай Данилюк
Фото: архив Н.Данилюка

Почетный гражданин Хабаровского края и города Хабаровска Николай Данилюк, награждённый орденом «Знак Почета и Трудового Красного знамени», был энергичным, высококлассным руководителем и организатором. Сегодня, 25 апреля 2022 года ему исполнилось бы 85 лет и ИА «Хабаровский край сегодня» в рубрике «Нам есть кем гордиться» публикует рассказ об этом человеке.  

50 оттенков способностей

Впечатление от первых общений с ним – это надёжность и основательность. Он никуда и никогда не спешит. Неспешность и основательность проявляются в манере говорить, в походке, во всём внешнем облике. По сути – это пахарь. Никакой вопрос никогда не застаёт его врасплох. Ценит людей, занимающихся как бы рутинной, но очень важной штабной, управленческой работой. Цепкая память и хорошая интуиция. Постоянно нацелен на поиск выхода из сложных жизненных и производственных лабиринтов.

По характеру очень требователен, бывает несколько настырным. В сложных ситуациях не теряется, принимает необходимые взвешенные решения. Высоко работоспособен. Обладает неповторимой харизмой. Признанно пользуется всемерным авторитетом среди коллег, руководителей предприятий, ведомств, властных структур края. Способен к принятию рискованных решений, в пределах разумного.
Дотошно знающий возможности и потенциал каждого района Хабаровского края, каждого краевого ведомства и, практически, каждого их руководителя.

Воспитан на базовых ценностях: мир, жизнь, здоровье, счастье, семья, дети, материальное благополучие. Непростые годы детства, юности, учёбы и работы породили в нём особые качества – «жилистость», духовную широту, смелость и приверженность здравому смыслу.

Истоки

Его родители – переселенцы из Украины. Родился Николай в с.Филаретовке, Приморского края в 1937 году. Вели своё хозяйство – огород, коровы, лошади, сад. Отец в 1941 ушел на фронт. Мать поднимала семерых детей. До Победы дожили пятеро. Голод ощущался постоянно. В войну платили жёсткие налоги: картошкой, мясом, молоком, яйцами и фруктами.

Жили на границе. Японская авиация частенько бомбила в окрестностях. Наши лётчики шли на перехват, частенько сбивали японцев. Ощущение войны, страха, внутреннего напряжения были в порядке вещей.

Отец вернулся, работал на железной дороге. К границе стягивались наши войска. Предстояла ещё одна война, теперь уже здесь, на Дальнем Востоке. В годы войны учился, но в 11 лет пошел работать, надо было помогать матери. Работал на железной дороге, конюхом в колхозе, токарем на небольшом военном заводе. Два зимних сезона работал на лесозаготовках. Условия работы были жесткие. Мороз, тайга, работали по 12 – 16 часов. Но нормы перевыполняли. Заработал немыслимую сумму – больше отцовской годовой зарплаты. Всё отдал матери. А себе купил новую телогрейку. Потихоньку закончил 7 классов.
В 1956 году призвали в армию. Попал в полковую школу в Волочаевский городок города Хабаровска. Учебным полком тогда командовал В.И. Петров, впоследствии командующий КДВО и позже заместитель министра обороны СССР. Служил в особых частях Хабаровска, в особой роте контрразведки.

В период службы удалось окончить вечернюю среднюю школу, затем и Хабаровский политехнический институт.

С хорошими командирами дослужился до майора. Перспективы были хорошие, но внутренний голос говорил: окончил институт, надо поработать инженером. Да ещё в Хабаровском объединённом авиаотряде. Выдержал конкурс, было 12 претендентов, но Николай победил.
С трудом убедил армейских начальников уволить в запас. Был принят в 1966 году на должность главного механика авиатехнической базы авиаотряда.

Мечты и реальность

Авиация была мечтой многих в 60-е годы. Работы в аэропорту было много. Но это не тяготило Николая. Работа ему нравилась. Было много командировок – строили взлётно-посадочные полосы в Комсомольске, в Николаевске, в Охотске. Через 3 года был назначен заместителем начальника авиаотряда.

По инициативе Б.Г. Езерского, начальника Дальневосточного управления гражданской авиации, был направлен на заочную учёбу в Киевский институт гражданской авиации. Успешно окончил его. На выпускных экзаменах получил лестное предложение от зам. Министра авиации СССР – принять должность начальника аэропорта «Борисполь» под Киевом. Велел возвращаться в Хабаровск и ждать приказа министра о переводе.
Исполнилось 110 лет со дня рождения одного из основоположников авиации в ДФО Борису Езерскому
28 июля 2021, 17:30 0

Николая Данилюка, как и его жену, такое предложение порадовало. Условия работы и жизни в Киеве заметно отличались от хабаровских. Жена упаковала вещи, свернула ковры… Но мечтам не было суждено сбыться.

Наша действительность жёсткая и непредсказуемая. Николая Данилюка пригласили в Железнодорожный райком партии. Предложили выдвинуть его кандидатом в районные депутаты, а следом избрать заместителем председателя райисполкома, с перспективой позже стать его председателем.

И тут Данилюк проявляет свой твёрдый характер. Он категорически отказывается, ссылаясь, что уже подписан приказ о его назначении на Украину.

На бюро райкома партии огласили постановление о назначении Данилюка зам. председателя исполкома. Но он его выполнять отказался. И бюро райкома исключило Н. Данилюка из партии за невыполнение партийного решения. Это был чувствительный удар по самолюбию, по авторитету, по дальнейшей карьере Н. Данилюка. Зам. министра авиации СССР, узнав о конфликте, «включил заднюю скорость»: - Мол, нам проблемы не нужны, партия у нас едина. Приедешь – будут трудности и с работой, и с квартирой. От перевода пришлось отказаться.
Опять помог Б.Г. Езерский. Он сообщил: Завтра А.К. Чёрный, первый секретарь крайкома КПСС, улетает в Москву, давай с ним поговорим.

А.К. Чёрный выслушал и заключил: - Правильно сделали, что исключили. Кадры определяет партия, а не кто-то ещё.

Благодаря его вмешательству Николая Данилюка позже на том же бюро райкома восстановили в партии и направили на административную работу. На бюро пришлось повиниться и принять новые правила жизни.

Новый этап жизни

Поначалу внутри саднило. Сильно потерял в зарплате, не стало никаких льгот. У председателя райисполкома оклад был 180 рублей, авиаторы же платили Н. Данилюку 480 рублей. И только спустя годы Николай Николаевич осознал, что не всё измеряется размером оклада. Новая работа захватила, увлекла, радовала обилием проблем и обилием людей, с которыми пришлось общаться.

Практически, шесть лет Н.Н. Данилюк возглавлял Железнодорожный исполком. Крупные производственные объекты района – станция Хабаровск 1, Хабаровск 2, авиаотряд, швейная фабрика, станкостроительный завод, пассажирские автопредприятия, более десяти специализированных автоколонн, мехколонна «39» - и у каждого свой жилмассив, свои вопросы к власти. А ещё школы, институты, поликлиники и больницы, клубы и аптеки и т.д.
Обилие острых проблем не пугало, заставляло собраться, постоянно чему-то учиться, искать сподвижников, на кого можно положиться. Года через 3-4 научился вычислять сущность человека, с которым общаешься.

Рабочий день у власти ненормированный. На работе с 8 утра, а вечером посидеть с бумагами, определить план на завтра, найти тех, кого не нашел днём, и так часов до 8-9 вечера.

Помогли «учителя», это были «тяжеловесы»: Редько Евгений Семёнович, Шмаков Сергей Фёдорович, Морозов Павел Леонтьевич, Богданов Вадим Алексеевич и другие.

У КПСС и сегодня есть чему поучиться. Первое, это работа с кадрами. Каждого, кто попадал в обойму административной работы, «прогоняли» на разных участках, должностях. Оценивая и отслеживая качество его работы, «узкие» места, недостатки, положительные стороны. Не только отслеживая, н мягко корректируя. Этим системно занимались организационные отделы райкомов, горкомов и крайкома партии. «Промахов» в назначениях практически не было, но и спонтанности, сиюминутности не допускали. Увы, сегодня, иные времена, и кадровая политика, пока не дотягивает до стандартов.
Индустриальный район

В самом названии района мощь времени. Здесь собрана основная часть промышленности города Хабаровска. По населению – третья часть города.

В 1979 году Н.Н. Данилюка направляют сюда председателем райисполкома, а в 1980 году избирают первым секретарём Индустриального райкома партии.

Район ещё сложнее Железнодорожного. Но и Данилюк уже не мальчик на посылках. Он знает все подводные течения и камни хозяйственной, общественной, политической, культурной жизни района. Его ничем не запугаешь. Его кредо – надо работать, работать лучше, на совесть, и тогда проблем будет меньше.
В жизни города тихо и гладко не бывает. Чрезвычайные происшествия, срывы – не запрограммированы.

В 1986 году – ЧП на ТЭЦ-1. Тупик! Котлы встали, тепла нет. Бюро крайкома партии поручает Данилюку Н.Н. и Богданову В.А. восстановить работу ТЭЦ-1, спасти положение в городе. Первая экскурсия по ТЭЦ проходила сложно: в отдельных цехах по грудь в горячей золе, в специальных защитных костюмах. Пришлось вникать в детали, искать специалистов, кто знает устройство и работу котлов, знает, что с ними надо делать.
Собрали с разных предприятий города более 500 специалистов. Расписали котлы, кто что делает и за что отвечает, сколько сварщиков, слесарей на каждый котёл. Организовали очистку от золы, вывоз золы из золоотвала. Данилюк работал круглые сутки. Золу выгребали и носили носилками. Построили дополнительный водопровод для котлов. В кратчайший срок провели реконструкцию оборудования и всех котлов. А на дворе мороз. Тепло пустили, Новый год встречали с теплом. На ТЭЦ-1 поселили бригаду специалистов для контроля и практической помощи на местах. И максимально ускоряли строительство ТЭЦ-3.

Этот случай яркий пример настоящего героизма руководителя района – Н.Н. Данилюка. Но мы не очень чествуем это слово и понятие «герой». Нам ближе – сумел, организовал, достиг и т.д. На самом деле за дни устранения аварии он не раз подвергался жесткой опасности жизни, не спал по несколько суток, дневал и ночевал на ТЭЦ-1. Рабочие, инженеры ТЭЦ-1, а также привлечённые специалисты поражались его выносливости, въедливости в суть дела, его терпению и находчивости. Помните песню: … А город подумал, ученья идут… Он фактически спас город, а мы этого почти не заметили!
Кроме районных забот и проблем, за Индустриальным районом были закреплены шефские обязанности. И это совсем не мало: - сельхозработы (районы Вяземский и Лазо), - строительство жилья для сельчан (Октябрьский, Ленинский районы, ЕАО), - строительные и отделочные работы (2 этажа гостиницы «Интурист»), - строительство ЛЭП-220 – 300 км. (просека, опоры, фундаменты).

От одних только цифр и объёмов – холодок по коже. А первому секретарю надо всё спланировать, придумать, организовать и выполнить. И Данилюк Н.Н. вёз этот необъятный воз, не перекладывая на чужие плечи. И всегда побеждал, выполнял в срок, помогал отстающим, не жалея себя.

Крайисполком

Кадры с Дальнего Востока в Москве всегда были востребованы. В правительственных структурах в 70-80 годы там работали Дымшиц В.Э., Шитиков А.П. и другие. В ЦК партии на транспортный отдел был приглашен Пастернак В.С. Встал вопрос – кто возглавит крайисполком?

Чёрный А.К. долго не раздумывал. Поздно вечером звонит Данилюку: - Завтра срочно в ЦК КПСС – собеседование на должность председателя крайисполкома. Прошел ряд собеседований, напутствий и согласований. Запомнился один умудрённый опытом человек. Он напутствовал: В последнее время на входе некоторые госслужащие ставят милиционеров, вводят пропускной режим. Председатель крайисполкома не должен отгораживаться от людей. Он работает в их интересах, он им служит!
Работа в крайисполкоме совпала с периодом перестройки. Это советы трудовых коллективов, это выборы руководителей предприятий. Это создание кооперативов и первых совместных предприятий.

Благодарен Николаю Ивановичу Рыжкову, Евгению Максимовичу Примакову за практическую помощь, поддержку, советы.
Отношения с Ельциным Б.Н. как-то не заладились. Будучи депутатом ВС СССР, Н.Н. Данилюк возглавлял одну из двух группировок: депутатов хозяйственников, государственников, руководителей регионов.

Вторую группировку возглавлял А. Собчак. Для этой группы было, чем стране хуже, тем им лучше. Это были разрушители великой страны. Они поддерживали Ельцина.

Ельцин пытался найти общий язык, выставлял ряд сомнительных предложений, но контакта не получилось.

Будучи во Владивостоке в начале 90-х годов Н.Н. Данилюк настоял на встрече глав Дальневосточных регионов с Ельциным и его командой. В своём сообщении на этой встрече Данилюк обостряет: - рушится мост через Амур, массовый отток населения из Магадана, рушатся все экономические связи, нет угля, продовольствия, нет и денег. И решений тоже нет.
И вдруг, в начале встречи, Ельцин встаёт и говорит: - Я не железный, я устал. Заканчиваем встречу. Привозите ваши бумаги в Москву. И тут помощник Ельцина сообщил Данилюку: - Ельцин Вас на ужин не приглашает…

Издание посвящено заслуженным людям Хабаровского края
19 октября 2018, 14:30 0

Документы, которые отправили следом в Москву, через две недели представители края не могли найти. Горы бумаг в нескольких комнатах из всех регионов страны! Руководству страны было не до интересов регионов. Политические распри были на первом плане. В стране витала угроза развала СССР.

На острие

Под натиском демократов была отменена шестая статья Устава КПСС. Партия потеряла влияние над производственными и хозяйственными вопросами.

ЦК КПСС во главе с Горбачёвым М.С. предлагают новую структуру власти. В регионах срочно создаются президиумы Советов народных депутатов. Им даны главные полномочия в определении стратегии развития региона и кадрового обеспечения. Под натиском Центра Н.Н. Данилюк в начале 1990г. избирается на должность руководителя президиума краевого совета.
Его одолевают сомнения, он не видит перспективы, но Москва обязывает. Председателем крайисполкома избирается один из лучших директоров-хозяйственников Валерий Вячеславович Литвинов.

А тучи над страной, как и над Хабаровским краем, сгущаются всё больше. В стране фактическое двоевластие. Летят в тартарары договоры на поставку в край зерна, бензина, угля, продовольствия, материально-технического оборудования. В пожарном порядке едут краевые гонцы во все уголки Союза.

Талоны на продовольствие и промтовары. До Москвы не достучаться. Напряжение в крае, как и в других регионах, растёт.
И тогда, в целях выживания и объединения ресурсов, в начале 1990 года Н.Н Данилюк собирает большой сбор – всех депутатов СССР от дальневосточных территорий. Это 52 депутата от Дальнего Востока и Забайкалья.

После доклада Попова А.Г. (уполномоченный Госплана СССР по ДВ экономическому району) о катастрофическом ухудшении экономической ситуации и устранении политики Центра от проблем Дальнего Востока, было принято единогласно решение о создании Дальневосточной межрегиональной экономической ассоциации. Это было связано с нуждами населения и требованием времени.

Такая ассоциация «Дальний Восток и Забайкалье» была создана в августе 1990 года. Тогда же было принято и направлено в адрес Президента России острое заявление о критическом положении дел в регионах. Предложений из Центра не было. Однако межрегиональные связи в зоне Дальнего Востока помогли сгладить наиболее острые вопросы.
1991 год привнёс в край и страну ещё большую неразбериху и сумятицу.

Президент России Ельцин Б.Н. делил полномочия с Горбачёвым М.С., со своим премьером Силаевым И.С. Совет министров РСФСР не имел ясной программы, все ресурсы аккумулировались в центре, о регионах речь не шла. Практически потеряно управление промышленностью, экономикой, в республике нет денег. Данилюку, Литвинову, Ишаеву приходилось неделями пробивать в Москве насущные вопросы.

ГКЧП 19-21 августа 1991г. застало Н.Н. Данилюка в Москве. С ним была команда дальневосточных руководителей. Все бросились в авиакассу Белого дома. Был только один билет. Жизнь в Москве была парализована, на улицах толпы людей, танки, перевёрнутые автобусы… Надо было срочно вылетать в Хабаровск. И тогда Н.Н. Данилюк по ВЧ позвонил Язову Д.Т. с просьбой помочь улететь. Тот с пониманием отнесся к просьбе.
МТС впервые в ДФО представила коллекцию лучших отечественных фоторабот
05 июля 2018, 13:30 0

Личной заслугой Н.Н. Данилюка явилось его выдержка в дни ГКЧП. Представители хабаровских «демократов» провоцировали его и весь депутатский корпус выйти на митинги, поддержать того, не знаю кого? Но спонтанность не в стиле Данилюка. Этим он не расколол региональные силы на «наших» и «не наших». Не допустил уличных споров, драк и беспорядков.

И самое сложное! После путча победа окончательно была за Ельциным Б.Н. Рождалась новая структура власти. В регионах вместо президиумов и крайисполкомов образовывались администрации.

Было понятно Данилюку, что он с Ельциным работать не сможет. Было понятно Ельцину, что он не видит Данилюка в новой структуре. Вопрос решился внешне мирно. Данилюк ушел по собственному желанию. Позже он был избран президентом Дальневосточной ассоциации.
Для русского наивысшая ценность – честь, чувство долга, жертвенность. Николай Николаевич Данилюк сполна вписывается в образ настоящего русского человека. Он являет собой пример руководителя-государственника. Это дано далеко не каждому.

Он научил десятки своих учеников-последователей серьёзному отношению к делу. Он внёс огромный пласт в практику, тактику, стратегию труда руководителя. 

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме