Главное
Наш край, 14 октября, 19:00

Рождённый дважды Корейский посёлок под Хабаровском

Почему люди держатся за регулярно тонущее село, которое пришлось даже переименовать

Рождённый дважды Корейский посёлок под Хабаровском
Фото: архив Октябрины Цхай

Хабаровский край, 83 годовщину со дня образования которого мы отметим 20 октября, по праву считается одним из самых многонациональных регионов России. На его территории проживают представители более чем 140 этносов. Есть среди коренные обитатели этих земель, есть и пришлые народы. Среди последних никак нельзя забыть о корейцах. Они начинали осваивать территорию края одновременно с переселенцами из западных губерний Российской империи ещё в середине позапрошлого века.

Крошечное село в южном пригороде Хабаровска на берегу Амурской протоки люди, что постарше, по привычке зовут Корейским посёлком. Но на участке дороги от Красной до Осиновой Речки стоят указатели с более сухим наименованием: Корсаково-2. Корреспондент ИА «Хабаровский край сегодня» выяснял, почему некоторые корейцы все еще называют это селение дважды обретённой родиной?

Домой на Дальний Восток

История Корейского посёлка в пригороде Хабаровска в той или иной степени связана с одной из самых мрачных страниц для советских корейцев. В конце 30-х годов этот трудолюбивый народ, который на российском Дальнем Востоке обосновался с позапрошлого века, вдруг заподозрили в потенциальной симпатии к милитаристской Японии. Тогда назревала большая война на восточной окраине Азии. В августе 1937 года Сталин и Молотов подписали решение о депортации всех дальневосточных корейцев.

«В целях пресечения проникновения японского шпионажа в Дальневосточный край (ДВК) провести следующие мероприятия: … выселить все корейское население пограничных районов ДВК и переселить в Южно-Казахстанскую область в районы Аральского моря и Балхаша и в Узбекскую ССР», - говорилось в секретном документе.

Первая в Советском Союзе массовая депортация по этническому признаку коснулась 172 тысяч живущих на Дальнем Востоке корейцев.

- Всех корейцев из Приморья, отсюда с берегов Амура погрузили в 1937 году в товарные вагоны и повезли в казахстанские степи и узбекские пески. В ноябре это произошло, как дядя мой вспоминал. Сутки на сборы дали. Половина доехала, остальные кто с голода, кто от холода умерли в пути, - горько вздыхает жительница Корейского посёлка Мария Лем.
корейцы депортация _кадр фильма Корё Сарам 2.jpg

Фото: кадр фильма «Корё Сарам»

Времена изгнания для дальневосточных корейцев закончились уже после смерти Сталина в 1953 году. Людей восстановили в правах и предоставили возможность всем желающим вернуться на родину – на Дальний Восток.

- Первым мой старший брат поехал присмотреться. Узнал, что под Хабаровском в колхозе Краснореченском дают корейцам землю и жильё. Тогда-то и решили возвращаться из Актюбинска на Дальний Восток, - рассказывает житель Корейского посёлка Анатолий Ким. – Мне годик всего был, когда мы всем большим семейством погрузились опять в товарный вагон и поехали обратно на восток.

Уникальные документы о массовом бегстве из Кореи на Амур показали впервые
12 июня 2020, 10:30 0

Трудно, но весело

Для возвращенцев из Средней Азии рядом с селом Корсаково сначала построили 11 домов, крытых древесной корой. Занимались корейцы овощеводством. В этом трудолюбивому народу нет равных.

- Первые детские воспоминания: моя тётя Антонина Пак каждый день отправлялась отрабатывать трудодни на колхозные поля. Родители тогда нашли работу в самом Хабаровске, я на воспитании был у родни в Корейском посёлке. Так вот, тётя Тоня меня привязывала к своей спине полотенцем. И так вот я на жаре и мошкаре целый день привыкал с самого раннего детства к нелёгкому крестьянскому труду, - говорит Анатолий Макарович Ким.

Оставались силы и желание у вернувшихся на Дальний Восток корейцев и на работу на своей земле. Благо к каждому дому руководство колхоза, который вскоре встал совхозом «Краснореченским», прирезало по 40 соток земли. Одно большое общее поле, на котором соседи, помогая друг другу, растили помидоры, картофель, огурцы и другие овощи. Этого хватало на свои нужды, да и на продажу на Центральный рынок отвезти было что.

- Первое время в Корейском посёлке не было даже света. Керосинками дома освещали. Электричество у нас появилось, как помню, незадолго после того, как Гагарин в космос слетал. Дорогу мимо нас только при Алексее Клементьевиче Чёрном проложили. Жили трудно, но весело, - улыбается Анатолий Ким. – А веселье в чём? В дружности нашей, в единении. Колодцы, например, копали всем миром. Сначала у одного дома, потом у другого. Это как праздник был. Женщины угощения готовят, а мужики со всей деревни дружно вручную колодец соседу копают. Ну а потом пир всем селом!
архивное фото жители Корейского поселка_архив семьи Ким.JPG
Фото: архив семьи Ким

Второе рождение

После драматических событий на острове Даманский в Приморье в конце 60-х годов прошлого века советский Дальний Восток охватила волна переименований географических названий. В 1972 году было решено избавиться от всего, что так или иначе связано с китайским языком. Тогда приморский Сучан стал Партизанском, а, например, Иман – Дальнереченском. Затронула эта кампания и Хабаровский край. Так речка Хунгари в Комсомольском районе была переименована в Гур, а перевал Садунзуки в районе им. Лазо стал Садомским. И почему-то волна эта добралась и до Корейского посёлка, которому дали имя соседнего села с порядковым номером. Так на карте появились Корсаково-1 (изначально село называлось Корсаково в честь казацкого атамана, участника Амурских экспедиций середины XIX века Михаила Корсакова), а рядом – Корсаково-2.

- Когда дорогу через нас до Осиновой Речки, Бычихи и Казакевичево проложили, много людей других национальностей тут поселилось, дачные общества возникли. Сейчас у нас тут корейцев только несколько домов осталось. Но дух единения, который был изначально в Корейском посёлке, остался. Мы тут одной семьёй живём. Даже дома на ключ не запираем. И радость, и горе вместе делим, - говорит супруга Анатолия Макаровича Людмила Ким.

Настоящим испытанием для жителей бывшего Корейского посёлка стало аномальное наводнение 2013 года. Старожилы говорят, такого бедствия здесь ещё не случалось. Многие дома затопило по самую крышу. Люди потеряли имущество, кров. Но вскоре в Корсаково-2 вновь закипела стройка.

ЭксклюзивНаш край
Проекты 12 защитных сооружений уже готовы
19 мая 2018, 11:00 0

- Беда пришла, откуда не ждали. В 2015 году чиновники нам объявили: живёте в зоне затопления, строить дамбу нецелесообразно, дешевле вас всех расселить, а село закрыть, - вспоминает недавние события Людмила Ким. – Люди как один встали. И корейцы, и русские, и сельчане других национальностей. Сходы провели, подписи под обращениями к властям собрали, прессу подключили. Ну нельзя пусть и небольшое, но сильное своими жителями село ликвидировать. Добились мы своего, пообещали нам всё-таки дамбу защитную построить. Отказ от планов по нашему расселению — это, по сути, второе рождение Корейского посёлка.

Пока планы по строительству защитной дамбы реализовать не удалось. Сложный проект проходит согласования в столице. Нужно найти и источник финансирования. Третий год подряд большая вода во время паводков приходит на улицы бывшего Корейского посёлка. Но люди не сдаются, стойко переносят невзгоды и смотрят в будущее своего села с надеждой.


Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме