Главное
Наш край, 13 октября, 18:05

Берёзовый в Хабаровском крае - наследие БАМлага и старой веры

Новые деревни в этом поселении появляются даже в наше время

Берёзовый в Хабаровском крае - наследие БАМлага и старой веры
Фото: отделение Солнечной районной библиотеки в п. Берёзовый

В преддверии 83 годовщины образования нашего региона, которую мы отметим 20 октября, ИА «Хабаровский край сегодня» продолжает цикл публикаций о славном и непростом прошлом небольших поселений, разбросанных на огромной территории.

БАМовский посёлок Берёзовый в Солнечном районе Хабаровского края называют удивительным сплетением судеб людей разных поколений, вероисповеданий. Его история связана как с драматичными попытками проложить сквозь непролазную тайгу и мари железнодорожную магистраль, так и с политэмигрантами, которые ещё в годы хрущёвской «оттепели» смогли вернуться на Родину.

На одном энтузиазме

Официально посёлок Берёзовый только в следующем году готовится отметить своё 60-летие. Однако история его на самом деле началась намного раньше и связана, разумеется, с планами советских властей проложить через эти практически ненаселённые места, где вслед за стадами оленей кочевали редкие пастухи-эвенки да промышляли рыбаки-негидальцы, дорогу-дублёр Транссиба – БАМ.

Первая попытка начать прокладку Байкало-Амурской магистрали была предпринята в 1932 году. Энтузиасты-добровольцы с воодушевлением отправились на восток страны покорять суровую природу. В прессе того времени публиковались телеграммы от них в адрес Иосифа Сталина:

«Вождю партии, непреклонному ленинцу, организатору побед рабочего класса… Будем со свойственной лишь тебе настойчивостью и волей пролагать стальной путь от Байкала до Амура. Непроходимая безлюдная тайга, вечномёрзлая почва, бурные реки и скалы, вековечные мари не остановят наступления возглавляемых нами рабочих полков и отрядов. Большевистский размах и воля в сочетании с мощью технической мысли победят природу. Трудности нас не остановят. Твоя непосредственная поддержка обеспечивает постройку магистрали в кратчайшие сроки», - писала газета «Знамя коммуны» в октябре 1932 года.

Бамлаг архив фотограф ру.jpg

Фото:  photochronograph.ru

Но в реальности власти понимали: на одном лишь энтузиазме БАМ не построишь. В атмосфере строжайшей секретности принимаются постановления о создании БАМлага. Вопросы строительства железнодорожной магистрали передаются из наркомата путей сообщения в ОГПУ (бывшая ЧК).

- Непосредственной причиной развёртывания БАМлага стала оккупация Маньчжурии японскими войсками осенью 1931 года. В тот период создалась реальная угроза железнодорожному сообщению по одноколейному тогда Транссибу вблизи государственной границы СССР. Деятельность лагеря связана с сооружением на значительном удалении от границы новой магистрали от Забайкалья до Приморья (Байкало-Амурская магистраль, БАМ), а также вторых путей на Транссибирской магистрали для увеличения её пропускной способности, - пишет в своей книге «Бамлаг» историк Виктор Прядкин.

БАМ на значительном его протяжении в довоенные годы построят. Однако во время Великой Отечественной часть путей разберут и отправят для оборудования фронтовых железных дорог. В районе нынешнего посёлка Берёзовый в те годы располагались лагеря так называемого Амгуньского управления Амурского строительства БАМа.

- Место около нынешнего села Тавлинка Березовского поселения было облюбовано советскими руководителями еще в 30-е годы. И вовсе не из-за живописности природы, а для строительства жилья. Предназначалось оно обслуживающему персоналу тюремного лагеря. Долгое время неподалеку в лагерных бараках ютились заключённые. Основной костяк составляли репрессированные, но были и уголовники. Все трудились на лесоповале. Много было лагерей в этих местах. Недалеко от Тавлинки располагались первая зона и женский лагерь. Долго здесь торчали сторожевые вышки, бревна разрушенных бараков, куски колючей проволоки уже после ликвидации лагеря. И сейчас, правда, с большим трудом, можно разыскать эти останки, - рассказывает краевед из Берёзового Ольга Тенякова.

ЭксклюзивНаш край
Эворон, где дольше всех простоял Сталин, так и осталось таёжным селом
27 ноября 2019, 18:00 0

Возвращение староверов

Незадолго до смерти Сталина в 1953 году вышло секретное постановление Совета Министров СССР «О строительстве железной дороги Комсомольск - Победино на Сахалине, тоннельного перехода и паромной переправы через Татарский пролив». Все силы БАМлага постепенно перебрасываются на новый грандиозный объект, который так и не был реализован. Лагеря и прилагерные посёлки на БАМе пустеют.

- В 1957 году в сохранившихся бараках на берегах речки Тавлинки поселились семьи староверов Басаргиных, прибывших на родину из Китая, куда они эмигрировали из Уссурийска во времена сталинских репрессий, - продолжает свой рассказ Ольга Тенякова. - Эмигранты ушли в Китай в 1932 году вместе с многочисленными детьми, со скотом прямо через границу. В Китае долго на одном месте не жили, искали землю, на которой можно было бы посеять пшеницу, леса для охоты. Охота была на втором месте после земледелия. Дед Кондратий Куприянович Басаргин ходил даже на тигра. Жили в разных местах. Всё не нравилось, сильно тянуло на родину. Наконец такой момент настал. Хрущевская «оттепель» позволила эмигрантам возвратиться в Россию. В 1957 году 17 семей староверов возвращались домой со всем домашним скарбом, семьями, но уже без скота. Очень уж далеко было его перегонять.

Понемногу стали обживаться. Лагерные бараки разобрали и справили крепкие избы. С многочисленными родственниками жители Тавлинки умудрялись поддерживать отношения даже во времена Советского Союза. Как вспоминала много лет проработавшая почтальоном в Берёзовом Нина Мартунене, в Тавлинку она регулярно носила полные сумки корреспонденции от единоверцев из Приморья, Китая и даже из США.

- Сейчас в Тавлинку часто приезжают гости с Аляски, куда когда-то эмигрировали их родители. Все хорошо говорят по-русски. Многие селяне сами побывали на Аляске, но все, как один, утверждают, что в Америку лучше ездить в гости, нежели там жить, - говорит краевед.

Берёзовские староверы считаются приверженцами так называемого беспоповского согласия. То есть своих священников у них нет, а обряды проводят старшие в семьях.

- Для гостей не их веры в семьях староверов держится отдельная посуда. Хозяйка никогда не подаст им столового прибора, которым пользуются члены семьи. Случается староверам бывать в гостях у мирян. Тогда они приносят свою посуду и еду. Но это бывает крайне редко, - отмечает Ольга Тенякова. – В их домах старый быт тесно переплетается с техническими новинками. Стены домов внутри оштукатурены. Наряду с обыкновенными печками есть электроплиты. Некоторые избы имеют автономное отопление. Холодильники, стиральные машины, электроутюги и чайники, стенки гостиные и кухонные, прихожие, мягкая мебель стали давно привычными. Лишь одного нет в староверческих избах, к чему мы привыкли, - телевизоров. Запрещено смотреть бесовское изобретение.

ЭТУсвадьба в семье староверов Басаргиных_фото библиотека Березового.jpg

Фото: отделение Солнечной районной библиотеки в п. Берёзовый

Рождение Берёзового

Вслед за староверами на берега Амгуни отправились новые переселенцы. Обычные советские граждане – лесозаготовители из соседнего Верхнебуреинского района. На берегах небольшой речки Вели были богатые запасы древесины. Комсомольский райисполком в начале 60-х годов принял решение построить на месте фактически ещё не существовавшего разъезда Велинский новый посёлок лесозаготовителей. Имя ему подобрали благодаря обилию берёз в этих местах.

- В апреле 1962 года к железнодорожному переходу через реку Амгунь подошёл поезд с четырьмя вагонами. В тот период на разъезде Амгунь (ныне Тавлинка) у моста рельсовый путь линии из Комсомольска-на-Амуре заканчивался. С этим эшелоном прибыл первый десант - сорок семей лесозаготовителей, - рассказала заведующая отделением Солнечной районной библиотеки в п. Берёзовый Ирина Брилянкова. - Близ железнодорожных путей расчистили площадку, где разгружали вагоны со стройматериалами. Потом их грузили на машины, на тракторные сани и доставляли на строительную площадку в берёзовом лесу недалеко от разъезда Вели. Разъезда как такового не было. Существовала только насыпь главного пути магистрали. Здесь же находились небольшой станционный домик и четыре казармы, где жили связисты и лесники. И кругом по долине реки Амгунь и её притока Вели стоял густой берёзовый лес, в котором жители соседнего поселка Дуки разработали около трёх десятков картофельных участков.

Как и прибывшим из Китая в конце 50-х годов староверам, первым переселенцам посёлка Берёзовый добрую службу сыграли останки лагерной инфраструктуры, сохранившиеся от БАМлага.

- Вслед за семьями лесозаготовителей в середине лета 1962 года руководство направило в Берёзовый отряд строителей из Горина и посёлка Хурмули. Горинский плотник Василий Прокопенко предложил разобрать амурлаговские дома, рубленные из лиственницы. Руководство Велинского лесопункта создало бригаду, выделила ей два трелёвочных трактора. За полгода пять бывших амурлаговских посёлков разобрали и целыми блоками перевезли в Берёзовый. Из них получились хорошие дома, тёплые летние кухни и надворные постройки. А кирпич оттуда же пошёл на сооружение новых печей, - добавила Ирина Брилянкова.

К началу 70-х на основе небольшого Велинского лесопункта вырос мощный Среднеамгуньский леспромхоз. Берёзовый разрастался. Практически по одной улице ежегодно. Появились трехэтажная школа, торговый центр и кирпичный дом культуры.

Потомки эмигрантов из России ищут землю для возвращения на Родину
02 октября 2018, 14:30 0

Новый импульс развития Берёзового прошёлся на 1974 год, когда власти страны решили всё-таки довести до логического завершения начатый в 30-х годах проект Байкало-Амурской магистрали.

- 26 января 1975 года началось строительство железнодорожного участка Берёзовый – Ургал. В п. Берёзовый прибыли первые эшелоны со строительной техникой и материалами. Сюда было дислоцировано подразделение железнодорожных войск под командованием капитана Петра Хитрова. 21 июля того же года в 300 метрах от вокзала ст. Вели собрались жители Берёзового на митинг, после этого пустили путеукладчик, - продолжила свой рассказ Ирина Брилянкова. – А в 1978 году в Берёзовый прибыл строительно-монтажный поезд «НовосибирскБАМстрой». С этого времени начинается новый виток истории посёлка. В сентябре 1979 года приступили к сооружению основных объектов постоянного железнодорожного посёлка - вокзала, девяти многоэтажных домов, детского сада, общеобразовательной школы на 1700 мест.

В 1981 году станция Берёзовка переименована в станцию Постышево. Добрую память оставили здесь о себе шефы из Новосибирска. Они построили на берегах Амгуни не один десяток многоэтажных домов и коттеджей со всеми удобствами. Неповторимый облик придают воздвигнутому ими поселку оригинальная отделка зданий вокзала, торгового центра, детского сада, жилых домов, поселковой администрации. Гордость посёлка — музыкальная школа, где есть несколько классов, концертный зал, кабинеты звукозаписи. Возвели здание котельной, хлебопекарни, бани, водозаборные и очистные сооружения. В канун 1987 года сибиряки весь поселок, как говорится, сдали железнодорожникам «под ключ».

Сегодня Берёзовый крупный посёлок с населением свыше 5 тысяч человек. Это, пожалуй, единственное сельское поселение на карте огромного Хабаровского края, где за последние годы появился новый населённый пункт. Дело в том, что староверам, в семьях которых очень много детей, стало тесно в Тавлинке. Семья Гусевых отселилась в новый район. И теперь в границах Берёзовского сельского поселения официально зарегистрирована ещё одна деревня – Гусевка.

 

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме