Главное
Экономика, 22 февраля, 10:00

Помог Петровичу выбраться из колеи, а тот подсказал выход из тупика

Хабаровский фермер - о себе и своем деле

Помог Петровичу выбраться из колеи, а тот подсказал выход из тупика
Когда на его родине, в азербайджанском городке Ахсу уже зацветают алыча и гранат, хабаровский фермер Физули Алгусейнов чуть ли не круглосуточно еще топит печи в стайках своей фермы, где на днях случилось завидное прибавление: козлята, ягнята и несколько десятков телят.

Дальний Восток – это любовь


Всё на этой ферме под Матвеевкой своё. Скот на стороне он не покупает принципиально, а за его продукцией – парной говядиной, бараниной к дяде Фезули хабаровчане выстраиваются в очередь. Ну а домашняя брынза, которую из смеси козьего и коровьего молока, почти каждый вечер на кухне в городской квартире готовит его жена, подают в лучших ресторанах краевой столицы.

На Дальнем Востоке Физули Алгусейнов оказался, как и многие его земляки, ещё в советское время. В Хабаровске он проходил срочную службу. После демобилизации планировал было вернуться домой, к тёплому Каспийскому морю, цитрусовым садам и виноградникам. Но случилась первая любовь – встретил русскую девушку.
- Так тут и остался, поступил на автомобильный факультет Политехнического института. Учился заочно, потому что устроился официантом в вагон-ресторан, - рассказал Физули ИА «Хабаровский край сегодня». – Лет 12 ездил до Москвы и обратно. Дослужился до директора вагона-ресторана. До сих пор помню номера «своих» поездов – туда 183-й, обратно – 184-й. Скучаю по стуку колёс. Но уйти пришлось. Семьёй обзавёлся, старший сын появился на свет. Постоянно жить в дороге уже не получалось.

Решив осесть, бывший директор вагона-ресторана продолжил трудиться в сфере общепита. Обзавёлся кафе азербайджанской кухни сперва на остановке Большой, затем на Речном вокзале. С качественными продуктами в 90-е становилось всё тяжелее – засилье китайского импорта.
- Я тогда подумал, раз держу кафе, то мне нужны свои свежие продукты, - рассказал будущий фермер. – Взял тогда в селе Тополево участок. Он сразу продавался со стадом в два десятка баранов. Дома в Азербайджане я помогал родителям пасти скот, так что с сельским хозяйством знаком не понаслышке. Заказал в Амурской области ещё двести голов овец романовской породы, они славятся тем, что быстро размножаются. Потом подумал, раз бараны есть, надо коров взять. Купил. Вырастил. Да так я и заразился идеей фермерства. Теперь что телята, что ягнята для меня, как маленькие дети. А вообще, я искренне горжусь, что являюсь россиянином, хоть и родился в Азербайджане. Но поверьте мне, здесь возможностей для достойной работы и своего дела намного больше.

IMG_7120.JPG

Земля своя, но чужая


Когда ферма Алгусейнова в Тополево разрослась, начались проблемы с соседями. Люди начали жаловаться на неприятный запах от животных. А у кого-то ребёнок страдал аллергией. Тогда-то в поселковой администрации Физули предложили заброшенные совхозные пастбища недалеко от села Матвеевка.
«Я сюда приехал, тут всё было брошено, разворовано, - продолжает фермер. – Я сам взялся строить сараи, стойла, хлев. Свет провести не удалось, почему-то в подключении к сетям отказали, хотя совсем рядом ЛЭП проложена. До сих пор сидим на генераторах, дорого это выходит. Сами знаете, сколько сейчас топливо на заправках стоит!»

Проблемы у Физули начались после того, как по части арендованной им земли проложили отвод нефтепровода. По идее, платить за этот участок он уже не должен был. Однако в районной администрации это, видимо, не заметили и продолжили начисления. В конце концов фермеру за неиспользуемую им землю выставили пеню – 80 тысяч рублей. Это когда в хозяйстве каждая копейка на счету. А затем и вовсе чиновники расторгли с ним в одностороннем порядке договор аренды.
«Я два месяца вместо того, чтобы заниматься своей фермой, по судам ходил! Потратился на адвоката, писал куда только мог, - сетует Физули Алгусейнов. – Уже хотел было всё своё стадо под нож пустить, молоко на землю приходилось выливать! Летом его хранить негде! А холодильники я поставить не мог без электричества. На дизель-генераторе – одно разорение».

В конце концов договор аренды около 280 гектаров земли Алгусейнову продлили. Правда, только до 2019 года. Но поставщики электричества подводить провода к его ферме отказались категорически. Мол, срок аренды слишком короткий, а вдруг не сегодня, завтра хозяйство с этой земли съедет? Кто окупит поставленные столбы линии электропередачи?

IMG_7094.JPG

Министерская колея


Передумать бросать ферму Физули Алгусейнова заставил неожиданный звонок из краевого Минсельхоза. Там фермера спросили, не будет ли он возражать, если руководитель этого ведомства лично посетит его хозяйство. Физули гостям он всегда рад.
«Вот тут машина министра увязла в снегу», - фермер показал следы на просёлочной дороге, которые до сих пор остались от трактора, который вытаскивал застрявший автомобиль Александра Купрякова.

Физули помог главе Минсельхоза выбраться из колеи, а тот обозначил ему способ, как вывести хозяйство из финансового тупика.
«Я министра сельского хозяйства Александра Купрякова теперь называю Петрович. Очень уж он мне понравился. Только благодаря ему я решил дальше фермой заниматься, - признался Физули Алгусейнов. – Сейчас государство и край предлагают фермерам очень много программ поддержки. Мне предложили арендованную землю выкупить. Я имею преимущество на это, потому что уже много лет на ней работаю. Есть в программах поддержки и возможность свет к хозяйству подвести, и технику купить».
Фермер уже заказал в одном из учреждений Хабаровска разработку бизнес-плана для дальнейшего развития своего хозяйства. Это требуется для получения грантов и льготных кредитов на поддержку развития сельхозпредприятий».

Эту (2).JPG

Гусь Роман


Сейчас Физули Алгусейнов пестует очередное пополнение. Обильный приплод принесли козы. Козлят вскармливают жирным материнским молоком и списанными с продовольственных баз яблоками.



В коровнике добрая половина стойл забита недавно появившимися тут же телятами. За всем этим хозяйством следит сторожевой гусь Роман. Физули, где-то прочитал, что эти птицы отлично выполняют роль пастухов, да и громким кликом могут предупредить, что кто-то без спросу попытается проникнуть в хлев ночью.
«Конечно, тяжелейшая работа, если честно я сильно устаю, с утра на ферму, проверить как поели, потом за кормами, потом за молоком обратно на ферму, - говорит Физули. – Но у меня старшие сын и дочь уже студенты, а младшая Аида в этом году идёт в школу. Нужно поддерживать детей. Да и люди постоянно спрашивают мою продукцию, благодарят. Так что буду работать и дальше, тем более, если получу поддержку».
эту 5.JPG

Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме