Главное
Культура, 01 июля, 11:17

В хабаровском музее открывается выставка «Красной нитью»

Экспозиция представит посетителям вышивку славянских мастериц

В хабаровском музее открывается выставка «Красной нитью»
Фото: Хабаровский краевой музей имени Н. Гродекова
В Гродековском музее в Хабаровске 2 июля, в субботу, откроется выставка «Красной нитью», на которой зрителям представят вышивку славянских мастериц, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня». Специалисты считают, что лаконичный стиль вышивания на Дальнем Востоке появился в конце ХIХ, начале ХХ веков вместе с переселенцами - русскими, украинцами, белорусами. Перебираясь в неведомые края, люди везли с собой все самое дорогое для них, в том числе одежду, полотенца, как часть той прошлой жизни.
- Некоторые женщины занимались рукоделием уже здесь, по привычке украшая свой наряд, особенно если он, скажем, свадебный, - говорит научный сотрудник музея Ксения Егорова. - Делалось это для того, чтобы подчеркнуть свою особенность, домовитость и хороший вкус. Вообще мастерицы расшивали женские рубахи, фартуки, понёвы, то есть юбки, пояса. Женщина, готовясь к замужеству, вышивала себе приданое.
В домашнем убранстве использовали вышитые подзоры для кроватей, праздничные и скатерти для особых случаев, полотенца или рушники. Рушник был мерилом благосостояния – чем больше в доме полотенец, тем богаче семья. Рушник украшал двери, окна и красный угол в доме с иконами. Он служил поясом на свадьбах, длина таких полотенец достигала 2,5 метров.
- Смысл орнамента не только в рисунке, но и в его цвете, - рассказывает Ксения Егорова. – Ведущий цвет вышивки – красный, традиционный, всем понятный, который ассоциируется с красотой, здоровьем, самой жизнью. Помимо орнамента, сам цвет нити в вышивке выступает как оберег. Яркое праздничное ощущение создает сочетание белого неокрашенного холста и красных нитей. Впрочем, там есть и черная, и белая нить.
Использовали мастерицы отбеленный или серый домотканый холст из льна или конопли. Рубахи кроились из цельных прямоугольных полотен, без криволинейных деталей. Это связано с тем, что при раскрое ткань разрывали, а не резали. Такой способ позволял использовать все полотно без остатков.
Орнаменты на рубахах вышивали по краю подола, рукавов и ворота, и над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов. Орнамент находился «на страже», охранял тело человека. Такая одежда и элементы убранства передавались по наследству. Вышивка сопровождала человека на всех этапах его жизни – от рождения до смерти, то есть по праздникам, торжественным поводам и в минуты печали.
Традиционная вышивка вместе с деревенским бытом и представлениями о мире, в котором жили мастерицы, ушла в прошлое. Обернуться назад, услышать, а точнее увидеть зашифрованные послания ткачих и вышивальщиц и помогут предметы из коллекции музея. Выставка продлится до 24 июля.
По теме