Главное
Культура, 28 апреля, 13:37

ДВХМ покажет хабаровчанам подлинные шедевры Третьяковки

На выставке представлено больше 60 работ известнейших русских художников

ДВХМ покажет хабаровчанам подлинные шедевры Третьяковки
Фото: из фондов Третьяковской галереи
Выставка под названием «Собрание Третьяковых в Дальневосточном художественном музее» открывается в ДВМХ 29 апреля, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня». На ней представлено больше 60 работ известнейших русских художников - Владимира Боровиковского, Ильи Репина, Семена Щедрина, Василия Поленова, Николая Дубовского, Василия Верещагина и многих других из собрания Третьяковской галереи, переданные нашему музею в 1931 году.
- Две даты стали поводом почтить память Павла Михайловича. Коллекционеру и меценату исполняется 190 лет, и прошло 130 лет со дня, когда он подарил Москве свою коллекцию, - рассказывает заведующая сектором отечественного искусства музея Ольга Коновалова. - В собрании нашего музея - больше 70 работ из той самой Третьяковской галереи.
Третьяковы – знаковые личности в истории русской культуры. Два брата – Павел и Сергей собирали произведения искусства. Сергей - больше западное искусство, Павел Третьяков - русское. Вначале он задался целью собрать все самое лучшее, что есть в русском искусстве, которое было для него современным. А потом он решил показать развитие русской культуры, поэтому стал покупать древнерусские иконы.
Павел Третьяков, не имея художественного образования, он вырос в купеческой среде, обладал безупречным чутьем на талант, все истинное, ценное. Это отмечали все большие художники. Он ходил по мастерским, а их было много, и выбирал работы, которые потом будут признаны истинными шедеврами, станут вехами в развитии русского искусства. Порой наперекор общественному мнению. К примеру, Лев Толстой часто спорил с Третьяковым, говорил, что тот покупает совсем не то, что надо. Музыкальный и художественный критик Владимир Стасов тоже иногда не разделял позицию Третьякова. Илья Репин порой был против его покупок, хотя потом соглашался, что Третьяков оказался прав, он увидел то, чего не поняли другие.
Третьяковы были купцы средней руки, то есть не самыми богатыми. После смерти отца братья расширили свой бизнес за счет мануфактуры в Костроме. Там у них была самая большая фабрика. Деньги, которые давала фабрика, можно было пустить в то же производство, но они все тратили на покупку произведений искусства. Все богатые люди XIX века занимались благотворительностью, это было естественное их состояние. У Третьяковых все началось с благородного жеста поддержать художника, купив у него работу, и переросло в страсть и смысл жизни.
Предчувствуя свою кончину, Третьяков написал завещание, в котором говорится, что коллекция должна остаться неделимой, более того, он хотел, чтобы даже экспозиционно она находилась в том виде, как он ее создал. Третьяков сам развешивал работы. Как известно, под экспозицию он отдал часть своего дома. Попечительский совет, который принял на себя дела галереи, а туда входила и жена Третьякова, пытались оставить все, как есть. Но когда к руководству пришел художник и реставратор, искусствовед Игорь Грабарь, который видел европейские музеи, он решил сделать ее по-научному, правильно. В хронологическом порядке.
Ну а дальше была революция, которая смешала все и вся. Галерея была национализирована.
- В нашем музее самые ценные экспонаты, купленные лично Третьяковым, - говорит Ольга Коновалова. -Третьяков любил пейзажную живопись, особенно Михаила Клодта. Однажды он увидел на выставке работы ученика Клодта Николая Дубовского и стал следить за его судьбой. «Тихий вечер» – последнее приобретение Третьякова. То же можно сказать и о передвижниках, которых он и материально поддерживал, покупая все лучшее. Со многими художниками Павел Третьяков дружил, в частности, с Василием Верещагиным. Хотя они ссорились, был случай, два года не разговаривали. Третьяков изначально не хотел покупать сюжеты с не русскими сюжетами, но сделал исключение для Верещагина, купив серию его работ про Турецкую войну. Любил Василия Поленова и много его покупал, дружил с Иваном Крамским, не говоря уже об Илье Репине, которого высоко ценил.
Мы летаем в Москву и Санкт-Петербург, чтобы побывать в Третьяковке и Эрмитаже. А у нас в художественном музее работы из их собраний, они рядом и всегда! Приходите и смотрите!
По теме