Главное
Культура, 27 апреля, 15:10

Хабаровский музей археологии открывает выставку «вечных» фотографий

Выставка Вадима Курика «Серебром по стеклу» начинает работу 27 апреля

Хабаровский музей археологии открывает выставку «вечных» фотографий
Фото: ИА «Хабаровский край сегодня»
Сегодня, 27 апреля, в Хабаровске в выставочном зале Музея археологии открывается
выставка «Серебром по стеклу» об особой фотографии, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня». В экспозиции представлено почти 70 работ профессионального фотографа, участника и лауреата международных выставок Вадима Курика, единственного в Хабаровском крае, который работает в технике амбротипии. В переводе с греческого – буквально, бессмертный отпечаток. Изображение закрепляется на стеклянной пластине с серебряным напылением.
- Я занимаюсь фотографией больше полувека, - говорит Вадим Курик, - Снимал на пленку, цифру, в инфракрасном диапазоне. Фотографировал даже через донышко бутылки и на спичечный коробок. Все эти техники более или менее современные, они повторяемые. Фотографии таким образом можно сделать один раз, два и много раз. Мне хотелось чего-то более уникального, исторического. Так я начал осваивать технологию XIX века, амбротипию. Фотография формируется на стекле серебром. Прелесть ее заключается в том, что при такой технологии изображение получается в единственном экземпляре.
Как известно, первые в истории планеты фотографии были сделаны на асфальт, автор запечатлел крыши Парижа. Выдержка длилась почти восемь часов! Следующий шаг - на шлифованной серебряной картинке получали изображение при помощи паров йода и ртути. Выдержка составляла от 20 до 40 минут. Несчастной модели приходилось сидеть и ждать, когда же появится изображение. Процесс дорогой, долгий и небезопасный, но он совершенствовался. Технология стала более дешевой, а значит и доступной. Основным жанром для такой фотографии был портрет. Люди с удовольствием снимали себя. Прогресс подстегнул интерес к фотографии, развитию оптики и фотографической химии.
- Считаю, что фотография должна быть осязаема, то есть, ее можно потрогать руками, повесить на стену, - убежден Вадим Курик.
Почему она вечная? Серебро сверху покрывается органическим лаком, это смола марокканского дерева сандарак. А дальше происходит нечто похожее на то, когда муха попадает на янтарь, она консервируется и может пролежать миллионы лет.
Снимок с одной стороны является стеклянным, с другой – закреплен от воздействий окружающей среды этим самым лаком. Так что его можно только разбить. Фотография опять же не выгорает, как бумага, даже самая дорогая, производители которой обещают ее качество в течение 120 лет. На самом деле, провисев на стенке три–четыре года, она выцветает. На снимке, выполненном в технике амбротипии, все прочно – металл, стекло, органический лак. Это в чистом виде светопись.
Амбротипии XIX века до сих пор украшают лучшие коллекции музеев, частных собраний. Давно ушедшее время, насыщенное знаменательными событиями, осталось в снимках.
Вадим Курик признается, что он человек любопытный по жизни. Занявшись столь необычной техникой, он старался подбирать старинные камеры, объективы. Дорогое удовольствие! Многие вещи давно ушли из жизни. К примеру, при нанесении на стекло серебра нужен медицинский раствор коллодий, он применялся когда-то в хирургии. И выпускал его единственный завод медицинских препаратов, но теперь препарат перестал быть актуален по прямому назначению, но предприятие периодически выпускает партии химиката по заявкам амбротипистов.
Когда Вадим Курик начинал этим заниматься, в стране было с десяток энтузиастов, в мире сто- двести. Сейчас техника стала популярной, истинный ренессанс старинной аналоговой фотографии.
- Я не профессиональный фотограф, это хобби, длиной в жизнь, - говорит мой собеседник. - Но мои родные меня понимают и всячески поддерживают.
Специально к выставке он придумал глубокие рамы. Они так задуманы неспроста. Чтобы не было лишнего света, а все внимание концентрировалось бы только на снимке. На просвет они смотрятся как негативы. И старые мастера делали либо подложку из бархата, либо закрашивали задник этой фотографии. Бархат дорогой материал и его нет, если закрашивать тыльную сторону, теряется воздушность, которая есть в снимках.
Хранятся такие снимки, естественно, не в альбомах, а в больших ящиках - стекла рядами вставляются в ячейки. Так когда-то хранили виниловые пластинки.
Что он снимает? Говорит, что ему бесконечно интересны люди и окружающая его жизнь, Хабаровск, который он любит, пейзажи. Потому что состояние в природе – тоже мимолетное, то самое мгновение, которое хочется запечатлеть, иначе оно уйдет и уже не вернется. Достойные темы для вечных снимков.
По теме