Главное
Культура, 29 марта, 15:39

Хабаровская художница рисует пастелевые облака

Александра Надёжкина – единственная, кто работает в технике сухой пастели      

Хабаровская художница рисует пастелевые облака
Фото: ИА «Хабаровский край сегодня»
Александра Надёжкина единственная из хабаровских художников работает в технике сухой пастели, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня». Девушка считает, что эта древняя и уникальная техника дает возможность тончайшим образом выразить любое состояние природы и души человека.
Что такое сухая пастель? Всем привычные мелки и карандаши без оправы. Делают их из стертых в пудру и спрессованных красочных порошков. Чтобы придать им удобную для руки форму, в них добавляют клейкий сок коры дерева. Мелками рисуют на специальной рифленой бумаге сразу без черновиков и эскизов или растушёвывают пальцами этот красочный песок, создавая нежный цвет и мягкие переходы из одной тональности в другую. Кстати, шедевром искусства пастельного рисунка считается знаменитая «Шоколадница» швейцарского художника Жана-Этье́на Лиотара, которая одно время украшала все классические кофейни мира. Изображение девушки в белом переднике с чашечкой шоколада отличается столь тонким колоритом и отсутствием видимых штрихов, что многие принимают этот рисунок, сделанный на пергаменте, за живопись.
Александра говорит, что у нее, конечно, был свой стиль, но так неявно обозначен, что она продолжала поиски себя настоящей, своего авторского почерка. В студенчестве, как все, пробовала себя в разных техниках - сначала акварель, карандаш, гуашь, потом масло. О сухой пастели им даже не рассказывали, уж очень редкое явление!
Все свершилось по воле случая. Как-то ей подарили коробочку пастелей. Ей стало интересно, и Александра стала делать пейзажи мелками на светлой бумаге. Ничего не получалось! Уже потом она узнала, что пастелисты никогда не рисуют на такой бумаге, только на тонированной, - к слову, когда-то тонировали ее кофе или чаем. На таком фоне мелок лучше виден, иначе все сливается в невыразительное пятно. Вот это ее и мучило! В общем, с плохой бумаги и откровенно неважной пастели она и начала. Ей бы в какой-то момент все бросить, но Александра упрямо продолжала работать. Признается: никаких мастер- классов не смотрела, посоветоваться ей было с не с кем, она пыталась до всего дойти своим умом. Ну такой уж она человек! Теперь первые картины кажутся ей совсем детскими.
С особым характером девочка родилась. Что станет художником, Александра заявила родителям еще в пять лет. Она смотрела на тетю, которая тогда училась рисованию, та ее вдохновляла. Девочка не отводила глаз от кисточки и удивлялась, как можно так красиво рисовать! А вот серьезному отношению к рисованию ее научили в школе. Все десять лет она ходила в студию «Пирамида» при хабаровской гимназии №7. Школьники занимались после уроков по пять -шесть часов кряду! Каждый день! Отсюда – твердость руки и четкость линий.
А потом был худграф пединститута. Впрочем, сначала факультет иностранных языков, мама убедила, что это очень пойдет девочке. А уже сама Александра настояла на том, что на инязе ей будет тесновато, а потому параллельно она станет учиться рисованию. Вспоминает, что быть студенткой сразу двух факультетов оказалось непросто, особенно когда совпадали сессии. Но ей так хотелось рисовать, что ничто не могло ее остановить. Не такой Александра человек, чтобы бросить то, что начала и что ей поистине нравилось.
Языки она учила, потому что заманчивой казалась сама идея: ты оказываешься в другой стране и вдруг начинаешь говорить на их языке - и тебя понимают. Так и вышло! Будучи студенткой, Александра путешествовала по Европе. Во Франции она, учившая французский и английский, преодолевая страх, заговорила, и ее поняли. Но теперь в сторону языков ее как-то не тянет, хотя она может посмотреть французский фильм без перевода и ей не нужен подстрочник.
Александра говорит, что сухая пастель – легкая, подвижная, с ее помощью можно создавать ощущение воздуха на бумаге. Ей особенно нравится писать облака и траву. Иногда кажется, что не хватает четкости линий, и тогда она может пройтись по пейзажу карандашом, добавив ему некоторой графичности. Пастель почти всегда можно исправить, если что-то пошло не так. Она чувствует себя в материале в своей стихии.
На первой выставке своих коллег в Москве, а Александра является членом Национального союза пастелистов России, она увидела самых разных художников - московских, питерских, которые состоят в российских, французских и американских союзах. Такое разнообразие тем!
- Мне казалось, что пастель – это непременно пейзаж, - вспоминает Александра Надёжкина. - Нет, есть, оказывается, классические портреты, натюрморты, абстрактные композиции. Опять же большое заблуждение, что пастель – обязательно небольшая и очень камерная работа. На самом деле она как вид графики может быть масштабной, подобно живописному полотну. Единственная проблема – как оформлять такую работу.
Александра все свои работы сразу же обрамляет - и под стекло! И тогда есть чувство завершенности. Признается, что, когда у них с мужем как раз родилась их первая дочь, Маша, у Александры было много идей. К счастью, они жили с родителями, мама ей помогала, поэтому Александра могла рисовать. Теперь, когда на свет появилась их вторая дочь, Аня, и ей всего полгода, они живут отдельно, всецело отдаться творчеству не получается.
- Только редкие моменты могу посвятить себе, - признается художник. - Или, прижимая к себе ребенка одной рукой, другой рисую! Работать - такая потребность, с которой не справиться.

Александра ведет дневник, называет его «дневник художника». В нем она записывает события своей жизни, планы, делает зарисовки. Рука, как и мозг, требуют ежедневной тренировки. Александра давно поняла, что творчество для нее - не увлечение, не хобби, а занятие, которое будет с ней всегда. И муж поддерживает в ней это убеждение, видя в Александре жену, маму их детей и непременно художника.
Он инженер-конструктор, проектирует здания, сложные металлические каркасы. Александра говорит, что ей мало понятны его проекты и расчеты, но это не мешает им прекрасно чувствовать друг друга. А еще она открыла в себе желание не только рисовать, но и учить других. У нее своя студия, где Александра преподает детям сухую пастель.
- Они в восторге от того, что картину можно создать буквально руками, растирая цветной песок на бумаге, - замечает моя собеседница. - Летом ходили на пленэры. Я не навязываю темы детям, у них свое видение мира.
Александра очень требовательна к себе. Кажется, в свои 32 она могла бы больше. Но это понятная неудовлетворенность, свойственная истинно творческой натуре. На самом деле она пошла своим особым путем, и это уже большой плюс. У нее уже шесть персональных выставок!
 В этом году Александра Надёжкина стала лауреатом премии Народного художника России Геннадия Павлишина, которую он учредил для тех, кто только начинает свой путь в искусстве. Между прочим, альбом с автографом мастера и премию она получает второй раз. Благословение мэтра.
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме