Сверкающая живыми огнями, источающая хвойный аромат и скрывающая между пушистых ветвей сладости – такая ёлка радовала маленьких хабаровчан до революции. А после… после нашу страну ждали глобальные перемены. Что-то рушилось, что-то возрождалось. Менялся и всеми любимый праздник: то на десятки лет уходил в глубокое подполье, то появлялся в новых огнях и блеске. ИА «Хабаровский край сегодня» погрузилось в историю вместе с хабаровскими специалистами.
Хвойное чудо со сладостями
Существует легенда, что среди древнегерманских народов было принято приходить зимой в лес для проведения обряда и задабривания лесных духов, для чего на выбранную ель развешивали пряники, цветные тряпочки. Со временем небольшие деревца приносили домой, водружали на стол и украшали яблоками, зажжёнными свечами. И такая атмосфера Сочельника передалась позже и остальным народам. В том числе приметил традицию затем и Петр I. Однако это было довольно давно. Мы же перелистнём исторические страницы на 1858 год – год основания Хабаровска. В нашей стране в это время уже существовал рождественский обычай, поэтому привезли его и в новый город.
Позже стали появляться игрушки. «Дрезденский картонаж» - фигурки из выпуклого картона, выкрашенные в золотую или серебряную краску. Игрушки из ваты, которые можно было сделать и самостоятельно. Для этого достаточно намотать на проволочный каркас вату, закрепить слой клеем, затем повторить действия. Например, таким образом легко сделать снеговика. Завершенному варианту добавить красок и покрыть лаком. Состоятельные люди могли позволить себе украсить ель драгоценностями, мишурой.
Кстати, про мишуру тоже существует легенда. Дескать, случилось это праздничное чудо с доброй бедной женщиной. Поставив в ночь перед Рождеством ель, она поняла, что нарядить ее особенно нечем, а значит - и порадовать проснувшихся утром детей. Так с грустными мыслями и заснула. Ночью на хвойное дерево спустился паучок, который переползал с ветки на ветку и оставлял за собой паутину. Бог увидел это и решил одарить женщину, превратив белые нити в сверкающее серебро.
А уже затем на елке начали развешивать стеклянные шары, которые тоже пришли к нам из Германии. Считается, что один год выдался неурожайным на яблоки, поэтому немецкие стеклодувы начали выдувать похожие на них фигуры. Первые шары были тяжелые и дорогие, некоторые по цене нынешних легковушек. Поэтому украшения из стекла по первости – привилегия богатых людей.
Вообще, елки устанавливали не только в своих домах, были они и народными. Например, большие новогодние праздники устраивали в гимназиях и училищах (самая известная – в здании Алексеевской женской гимназии, ныне Центр технического творчества), в Офицерском собрании (теперь в этом здании находится краевая филармония), в Общественном собрании (современный театр юного зрителя). Спонсировали праздники и подарки для детей купцы и меценаты. Проводили елку в доме генерал-губернатора Духовского, в котором устраивали балы.
Начиная с 1894 года нанайцы также принимали участия в гуляньях - катали желающих на собачьих упряжках. А так как в Хабаровске проживала обширная китайская диаспора, то горожане становились свидетелями празднования еще и китайского Нового года, с драконами и людьми на ходулях.
Без пышных празднеств
Так было до Первой мировой войны. В ее годы не само Рождество, а скорее елки попали под запрет, так как боевые действия шли с Германией, все немецкое было нежелательно. Но, вероятнее всего, традицию хабаровчане поддерживали, пусть это было уже в частном порядке, в домашней обстановке – кто как мог, обходились без пышных празднеств. Но наступали другие времена, когда многим стало не до праздника вовсе.
Революция и Гражданская война сперва проходили для обычного населения на фоне газет, отмечают в научно-исследовательском отделе истории Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова. Иными словами, многие жители узнавали сообщения и не обращали особого внимания, продолжали жить своей жизнью, не веря в кардинальные перемены, – одни занимались торговлей, другие - ухаживали за скотиной, третьи пытались продолжать привычный размеренный стиль жизни. Однако годы выдались непростыми: все же кровавые действия серьезно повлияли на городскую жизнь, уже явно было не до веселых мероприятий. Поэтому сто лет назад в Хабаровске не устраивали народных гуляний, как это было прежде.
Скажем, Новый год с переходом с 1921 на 1922 проходил при власти Дальневосточной республики – гонения церквей тогда не было, да и на следующий год до семей не добрались, не было еще идеологической позиции, которая начала распространяться в дальнейшем, поэтому праздник некоторые отмечали, пусть и «камерно». По традиции, Рождество главенствовало. Специалисты проводят параллель с современным обществом: были семьи с небольшим достатком, а значит, испытывающие трудности в организации праздника для детей, и напротив, те, у кого был доход или еще оставались запасы «с той хорошей жизни».
Отражение достижений в стекле
Постепенно акценты смещались. Рождество перестало быть государственным праздником, однако верующие продолжали его отмечать.
Еще в годы Первой мировой войны в России было налажено мастерство изготовления стеклянных елочных украшений – ремеслу мастеров обучили пленные немецкие солдаты. Кстати, через игрушки можно проследить историю: в каждую определенную эпоху - свои отличительные особенности. В игрушках можно увидеть общее настроение, достижения народного хозяйства. Вот, скажем, в 30-е годы выпускались шары с серпом и молотом и красной звездой, когда в стране была актуальна проблема с продовольствием, делали игрушки в виде «царицы полей» – кукурузы, баклажана, перца, огурца, в период освоения Космоса – в виде ракет или космонавтов, а во времена оттепели – сосулек. Перешла традиция вешать на елку сладости, остались и ватные игрушки. Компанию Деду Морозу теперь составляла Снегурочка.
Теперь же, в преддверии 2022 года, традиции празднования главного зимнего торжества в Хабаровске практически не изменились: главные площадки народных гуляний не сменили прописку (например, площадь им. Ленина), организуются торжественные мероприятия для детей и ледово-снежные забавы, торговые ярмарки для жителей.