Главное
Культура, 05 декабря, 09:00

Хабаровчанин спасает от гибели редкие авиамодели

Роман Руденко бьётся над созданием авиамузея вот уже 30 лет

Хабаровчанин спасает от гибели редкие авиамодели
Фото: Роман Руденко
Начальник инспекции по безопасности полётов Хабаровского аэропорта Роман Руденко многие годы занимается спасением редких железных птиц - моделей самолётов и вертолётов, которые обычно сразу с производства отправляются на металлолом. Уникальные экземпляры он планирует представить перед жителями в авиатехническом музее и надеется, что в реализации проекта помогут местные власти, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня».

Полеты без опасности

Роман Стальевич Руденко гордится своим редчайшим отчеством. Его отец, Сталий Петрович, родился в период расцвета культа личности Сталина, поэтому и получил имя в честь вождя мирового пролетариата.

К авиации, говорит, «предрасположен генетически»: отец работал бортрадистом самолёта Ли-2 на Камчатке, а позже переучился на штурмана. Мама тоже окончила курсы ДОСААФ и пошла радиооператором в аэропорт, печатала радиограммы на телетайпе. 
– Когда мне было три года, отец взял меня в полёт на Ли-2. С тех пор я пропал, без неба и авиации жизни своей не представляю, – говорит он. – Поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации. Правда, пилотом стать было не суждено. На медкомиссии обнаружили шумы в сердце.
Позже оказалось, сбой возрастной, связан с занятиями тяжёлой атлетикой. Как бы то ни было, сделал выбор в пользу профессии бортинженера, о чём ни разу не пожалел. Специалист универсальный – всегда будет при деле.

После института – армия, ВВС, летал на боевых вертолётах. А позже – пассажирских самолётах разных типов в «Дальавиа». Стал специалистом 1 класса. И так вышло, что развал авиакомпании практически совпал с моментом выхода на пенсию.
– Не хватило всего семи часов в воздухе! Пришлось срочно искать возможность наверстать упущенное. Так как авиакомпании, занимающиеся пассажирскими перевозками, в кадрах не нуждались. Вспомнил армейские годы, переучился на вертолёт Ми-8. Всё заново – учёба, зачёты, полёты с инструктором. И совсем другие ощущения – лететь, огибая рельефы земли, сложнее и опаснее, но интереснее, чем на самолёте, – говорит он.
Сделать это удалось благодаря вмешательству врио губернатора Михаила Дегтярёва
26 ноября 2020, 12:30 0

Заработав заслуженную пенсию, решил, что нужно расти, и стал госинспектором по надзору за аэропортовой деятельностью в Ространснадзоре. Потом занимался вопросами развития частной авиации, получил свидетельство пилота-любителя. А сейчас внедряет в Хабаровском аэропорту систему управления безопасностью полётов: совместно с коллегами рассчитывает риски возникновения аварий и предлагает способы их устранения. Благодаря и его, в частности, усилиям, за это время серьёзных инцидентов в аэропорту не возникало.

Всё упирается в бюрократию

Авиатор показывает пухлые папки с документами - переписку с авиакомпаниями, администрациями различных уровней, краевым правительством и даже полпредом Президента России. Идея создать музей под открытым небом возникла в 1990-е годы, когда неравнодушные сотрудники Хабаровского аэропорта сохранили первенца советской реактивной пассажирской авиации – самолёт Ту-104. Его поставили на аэровокзальной площади, но охрану не обеспечили, авиатехнику разграбили.
 – Сколько так погибло ценных для истории региональной авиации машин! – говорит собеседник. – Списанную авиатехнику авиакомпании отдают «под нож». Корпуса из алюминиевых сплавов – на металлолом.
С тех пор начал обивать пороги разных инстанций. Пятнадцать лет борьбы с «ветряными мельницами» и последующий период разочарования. Только спустя 20 лет неожиданно появился положительный пример. Под Благовещенском предприниматель создал «Дальневосточный аэрокосмический музей», куда свёз образцы военной техники, которым грозила утилизация.

Наш герой познакомился с организатором, обрёл поддержку и воспрял духом. Создал «Хабаровский краевой аэрокосмический музей», правда, пока только на бумаге, в качестве некоммерческой организации.
– После долгих поисков определил подходящую площадку на землях сельхозназначения со стороны села Тополево. Этот участок прилегает к территории Хабаровского аэропорта. Таким образом, массивные экспонаты могут прилетать на аэродром своим ходом, а затем отправляться на «вечную стоянку» в музей, – рассказал собеседник.
С помощью опытных коллег создал бизнес-план музея, поставил запрашиваемый земельный участок на учёт в госреестр, прошёл ряд согласований, в том числе и с Росавиацией, и прочее. При участии группы представителей разных министерств края проект был включён в Программу социального развития Хабаровского муниципального района.
 – Осталось несколько бюрократических мелочей, но они могут тянуться вечно, – уверяет Роман. – Надеюсь, мне удастся встретиться с главой региона, на помощь которого очень надеюсь.
В воздухе без двигателя 

Пока решается вопрос с поиском поиском площадки, потенциальные экспонаты ржавеют, рассыпаются, что-то исчезает бесследно. Роман Руденко договорился о передаче музею 12 единиц авиационной техники.

Так, с помощью многочисленных обращений в различные инстанции удалось спасти последний самолёт Ил-62м авиакомпании «Дальавиа». Подобных, в лётном состоянии, почти не осталось. Выпотрошенный красавец авиалайнер, массой около 50 тонн, готовили к порезке, повредили в некоторых местах фюзеляж. Но все это ещё можно залатать.
– А ведь Ил-62 – надёжнейший аппарат! Помню, летели из Москвы в Хабаровск, через час после взлёта отказал один двигатель, продолжали полёт на трёх оставшихся, – уточнил он.
ЭксклюзивОбщество
Некогда сверхсекретный самолёт СССР простаивает на задворках авиаремонтного завода
25 ноября 2020, 10:00 0

Сейчас первый экспонат музея ждёт своего часа на территории аэропорта. Ещё пять единиц авиатехники находятся в малом аэропорту. Это самолёты Ан-2, Ан-28, Л-410 и вертолёты Ми-2, Ми-26.
– Состояние у всех, правда, нерабочее. По сути, остались одни оболочки. Но есть идеи, как постепенно восстановить раритеты, – говорит авиатор. – К примеру, в музее ВВС в подмосковном Монино в своё время собрали больше 200 экспонатов, некоторые из которых напоминали консервные банки. Реанимировали авиатехнику неравнодушные люди: устраняли коррозию, искали по всей стране запчасти, чинили. Надеюсь, что и у нас в Хабаровске среди волонтёров идея найдёт отклик.
Несмотря на то, что площадки ещё нет, Роман Руденко старается «добыть» в коллекцию новые уникальные экспонаты. Так, недавно он узнал, что самолёт Ту-154 авиакомпании «Алроса» совершил последний в России пассажирский рейс из якутского города Мирный в Новосибирск. Правда, в Новосибирске на «вечной стоянке» уже имеется самолёт этой модели. Теперь наш герой пытается договориться с авиакомпанией, чтобы перегнать раритет в Хабаровск.

Сделать круг над Шантарами

Сохранить советскую авиатехнику, которая летала на Дальнем Востоке, значит пробудить интерес к профессии авиатора, вернуть ей заслуженное уважение и престиж. Сейчас же молодёжь практически не идёт в авиацию. –
Только подумайте, в гражданской авиации СССР было более двадцати учебных заведений. Теперь в два раза меньше, – сокрушается Роман.
К тому же Хабаровск станет привлекательнее для туризма, посмотреть на исторические летательные аппараты будут приезжать жители других регионов страны и иностранцы.

ЭксклюзивОбщество
20 августа в России отмечается День Воздушного флота
19 августа 2017, 15:00 0

В целом Роман Руденко мечтает создать даже не музей, а аэрокосмический технопарк. На Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе можно попробовать заказать авиационные аттракционы, которые будут походить на уменьшенные копии действующей авиатехники.

Если найдутся инвесторы, в эксплантатах можно установить симуляторы с имитацией полёта, посетители смогут «воспарить» над Хабаровским краем, например, сделать круг над Шантарскими островами. По мнению Романа Стальевича, также можно реставрировать или собирать конструкции из запчастей когда-то погибших воздушных судов. Лётчикам известны места нахождения останков разбитых лайнеров, которые лежат в таёжных глубинках. –
Помнится, фюзеляж Ли-2 находили в районе имени Лазо, – говорит авиатор. – Уверен, он ещё там. Также важно создать здесь посадочную площадку для частной авиации с центром техобслуживания.
У Романа Руденко четверо детей. Старшая дочь окончила Хабаровский филиал Красноярского авиационного технического колледжа гражданской авиации и год работала бортпроводником в «Дальавиа». Порой попадала с отцом в одни рейсы. Сын, кстати, тоже отучился на авиатехника, но решил развиваться в области программирования, разрабатывать мультипликационные проекты.

Небо, могучее и притягательное, тонкой нитью пронзило всю жизнь авиатора. Это то, что по сердцу. В рабочем кабинете стоят модели авиатехники, на которой удалось поработать ему и коллегам по инспекции. Собирает их затяжными зимними вечерами. А ещё приобретает дорогостоящую фотоаппаратуру, чтобы фиксировать в кадре железных птиц.

Кстати, в этом году отмечаются 90 лет гражданской авиации Дальнего Востока. Отсчёт идёт от полёта, когда советский лётчик, Герой СССР Михаил Васильевич Водопьянов выполнил первый рейс на гражданском самолёте по маршруту «Хабаровск – Оха – Александровск».
– Думаю, это повод уделить особое внимание сохранению исторического наследия дальневосточных авиаторов, созданию в Хабаровском крае первого аэрокосмического музея.
Поделиться
Поделиться
Отправить
По теме